Велимир Хлебников — один из участников литературной группы кубофутуристов
Велимир Хлебников (1885-1922) (псевдоним Виктора Владимировича Хлебникова) — один из участников литературной группы кубофутуристов, или будетлян. Именно в среде молодых художников и поэтов (братья Бурдюки, В. Каменский, А. Крученых, искусствовед М. Матюшкин, художница Е. Гуро, позже В. Маяковский) обретает поддержку уникальный талант В. Хлебникова, пытающегося обрести новые смыслы в новых, самим созданных художником словах. Жизненный путь многих поэтов «серебряного века» сопровождают легенды, которые помогают лучше понять художественный мир мастера. Легендарно имя-псевдоним Хлебникова — Велимир, указывающее на что-то всеобъемлющее, вездесущее, всемирное. Легенда о Вели- мире Хлебникове — история человека, скитающегося по жизни в буквальном и поэтическом смысле. До сих пор литературоведы решают вопрос: кто же такой Хлебников, каков его поэтический мир — романтичный или реалистичный, утопичный или исторический. Поэт был готов найти связь с любой частью природы, Вселенной:
Мне много ль надо?Коврига хлебаИ капля молокаДа это небо,Да эти облака!(«Каменная баба»)Родился В. Хлебников в семье ученого-натуралиста. Детство и отрочество будущего поэта прошло в калмыцких степях Астраханской губернии. Впоследствии академические знания не привлекли Хлебникова, несмотря на то, что он пробовал учиться на разных факультетах: сначала физико-математический, затем естественное отделение Казанского университета. В 1908 году переходит с факультета естественных наук на историко-филологический Петербургского университета. В. Хлебников предпочитает живое общение с известными писателями и поэтами: А. Толстым, С. Городецким, Н. Гумилевым, М. Кузьминым и др. Присматриваясь к современной литературе, поэт ищет собственный нетрадиционный путь в искусстве. Литературный дебют В. Хлебникова состоялся в 1908 году в еженедельнике «Весна». В отличие от символистов (Ф. Сологуб, К. Бальмонт), которые славили потусторонний мир и по-особому относились к смерти, тьме, ночи, Хлебников воспевает земную жизнь, естественные существа; стремится увидеть «величие в малом», вникает во всевозможные микроэлементы, рассматривает их как бы под микроскопом:
Крылышкуя золото письмомТончайших жил,Кузнечик в кузов пуза уложилПрибрежных много трав и вер«Пинь, пинь, пинь!» тарарахнул зинзивер.О, лебедиво!О, озари!(«Кузнечик»)В данном стихотворении поэтом используется эффект «двойного значения»: объяснение значение слова с разных позиций. Чтобы понять созданный поэтом художественный мир, необходимо не только искать значение слов в словаре В. Даля, так как именно этот словарь использовал Хлебников для поиска своего словесного языка, но и хорошо ориентироваться в словообразовании, звукописи. Например, звукоподражание «пинь, пинь, пинь» сочетается со словом зинзивер, которое принимается за неологизм, но на самом деле зинзивер — маленькая, живущая у воды птичка, которую называют кузнечеком. Многим современникам это было не под силу, и поэтому Хлебникова называли дикарем, «алхимиком слова», не пытаясь понять сложный поэтический мир поэта. Это огорчало художника, и он иногда обижался на людей:
Я ведь такой же, сорвался я с облака.Много мне зла причинилаЗа то, что не этот,Всегда нелюдим,Всегда нелюбим…(«Детуся! Если устали глаза быть широкими…»)Союз с кубофутуристами длится недолго (4 года), в этот период их взгляды на будущее преобразование мира и поэтического языка во многом совпадают. Постепенно в творчестве Хлебникова намечается интерес к народной поэтике, к языческой мифологии:
Весны пословицы и скороговоркиПо книгам зимним проползли.Глазами синими увидел зоркийЗаписки стыдесной земли.Сквозь полет золотистого мячикаПрямо в сеть тополиных тенетВ эти дни золотая мать-мачехаЗолотой черепашкой ползет.(1919)Поэт стремится к воссозданию языческого, праславянского духа. В данном стихотворении используемые метафоры и эпитеты позволяют поэту славить весну — пору языческих таинств и сердечной окрыленности. К фольклорно-языческим произведениям В. Хлебникова относятся также пьесы «Девий бог» (1909), «Снежимочка» (1908), поэмы «Лесная дева» (1911), «И и Э» (1911-1912), «Вила и леший» (1912), стихотворение «Пламена» (1912), рассказ «Око» (1912) и др. Везде поэт занимается словотворчеством, иронично называя себя «слова божком», воспринимая слово как саму действительность. В статье «Свояси» (1919) В. Хлебников писал: «Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое, свободно плавить славянские слова — вот мое первое отношение к слову. Это самовитое слово вне быта и жизненных польз. Увидя, что корни лишь призрак <и>, за которым стоят струны азбуки, — вот мое второе отношение к слову. Путь к мировому заумному языку». Хрестоматийный пример хлебниковской звукописной зауми:
Боэоби пелись губы,Вээоми пелись взоры,Пиээо пелись брови,Лиэээй пелся облик…(1908-1909)В левом ряду расположены «заумные» слова, а в правом дается их традиционное значение.
Быстрые перемены, связанные с революцией, гражданской войной, вызывают опасения поэта. Попав рядовым в запасной полк в 1916 году, В. Хлебников с трудом выживает в тяжелой казарменной обстановке. В поэме «Ладомир» (1920) поэт дает собственный социальноэстетический идеал: картину единого человечества в единстве с природой: «Язык любви над миром носится». В стихотворениях В. Хлебникова послереволюционного периода появляется сатирический план: Материал с сайта //iEssay.ru
Последние годы жизни В. Хлебников прожил в тяжелой нужде, голодая, тяжело болея. Поэт умер в 1922 году в Новгородской губернии.
Новокрестьянские поэты — особая группа, сложившаяся в 1913-1916 гг., в которую вошло новое поколение поэтов, объединенных осознанием своей сопричастности крестьянской России. В 1915 г. образовали литературную группу «Краса», вскоре ставшую обществом «Страда», куда входили Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и др. Главная тема этих поэтов — крестьянская Россия. Связь с народной культурой повлияла на их поэтический язык и метафорическую систему образов. Появление крестьянских поэтов вызвало большой интерес в литературной среде благодаря особой национальной самобытности выходцев из российской глубинки.
Именно они впервые заговорили о надвигающейся экологической катастрофе, а в революционных преобразованиях увидели гибель крестьянской Руси.
Из группы «новокрестьянских поэтов» вышел крупнейший русский национальный поэт XX в. С. Есенин, а наиболее характерным ее представителем стал Н. Клюев.