Николай Степанович Гумилёв (1886-1921). Биография
Странствующий рыцарь,
аристократический бродяга, —
он был влюблён во все эпохи,
страны, профессии и положения, где человеческая душа
расцветает в дерзкой
героической красоте. Когда
читаешь его стихи, то думаешь, что они писались
с блестящими глазами,
с холодом в волосах и с гордой
и нежной улыбкой на устах.
Александр Куприн
Поэт-конквистадор, поэт-воин, поэт-рыцарь — эти образные определения давно закрепились в литературном мире за Николаем Степановичем Гумилёвым — самобытным русским лириком, вдохновляемым «музой дальних странствий».
Николаю Гумилёву на роду было написано любить море и экзотические страны. Будущий поэт родился в портовом городе Кронштадте в штормовую ночь 3 (15) апреля 1886 года. Его отец служил на флоте военным врачом, дед (по материнской линии) был морским офицером. Николай рос тихим, задумчивым, болезненным ребёнком. Но, завоёвывая право на лидерство в кругу сверстников, вопреки слабому здоровью и застенчивости, он старался быть раскрепощённым и независимым. Уже с ранних лет читался в нём характер сильного, гордого, мужественного покорителя. На романтические устремления будущего поэта повлияли рассказы отца о кругосветных морских походах и воспитание матери, которая с малых лет приобщила Николая к литературе и истории. Не случайно он стал писать стихи ещё с шестилетнего возраста. Любимыми писателями мальчика были Жюль Верн, Майн Рид, Фенимор Купер. Их приключенческие произведения манили неизведанными странами, опасностью и отважными героями. Не меньше литературы влекла юношу и география. Одним из любимых занятий Николая было вычерчивать на карте маршруты великих путешественников.
Через год после рождения сына Гумилёвы переезжают в пригород Петербурга — Царское Село. Образование Николай получил в Царскосельской гимназии, директором которой был замечательный педагог и поэт Иннокентий Анненский, во многом сформировавший эстетический вкус Гумилёва. Окончив гимназию, юноша уезжает в Париж, чтобы продолжить учёбу в Сорбонне. Там он слушает лекции по французской литературе, изучает живопись, ведёт переписку со своим поэтическим наставником — Валерием Брюсовым, издаёт журнал «Сириус», где печатает свои произведения, а также стихи юной поэтессы будущей жены Анны Горенко (Анны Ахматовой).
Ещё гимназистом Николай выпускает свой первый поэтический сборник «Путь конквистадоров». По мнению критиков, в этой книге ощущается значительное влияние русских и французских символистов, однако, несмотря на это, в ней уже различим постоянный лирический герой Гумилёва — завоеватель, странник, солдат, мудрец, который открыто и смело познаёт мир. А в 1908 году в Париже выходит вторая книга поэта «Романтические цветы». Именно в этот сборник вошло стихотворение Николая Гумилёва «Жираф», ставшее «визитной карточкой» поэта:
…далёко, далёко на озере ЧадИзысканный бродит жираф.Ему грациозная стройность и нега дана,И шкуру его украшает волшебный узор,С которым равняться осмелится только луна,Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.Романтика дальних странствий прекрасно уживалась с рассудительным отношением Гумилёва к поэзии. В его душе, дополняя и обогащая друг друга, мирно сосуществовали поэт и путешественник. В 1908 году Гумилёв возвращается на родину, но вскоре отправляется в двухмесячную поездку по Египту. Африка вдохновила его на удивительные стихи. Тяга к этой далёкой экзотической стране была настолько велика, что поэт-путешественник совершает две экспедиции в 1910 и 1913 году в Абиссинию (так называли тогда в Европе Эфиопию). По возвращении, в 1910 году, он издаёт сборник «Жемчуга», который принёс ему широкую известность. В 1912 году выходит четвёртая книга поэта — «Чужое небо».
После трёх лет знакомства Николай Гумилёв женится на Анне Горенко. Их совместная жизнь была недолгой, но поэтический диалог двух влюблённых — одна из лучших страниц русской любовной лирики:
Из логова змиева,Из города Киева,Я взял не жену, а колдунью.А думал — забавницу,Гадал — своенравницу,Весёлую птицу-певунью… («Из логова змиева…»)Совместно с поэтом Сергеем Городецким Николай Гумилёв в 1911 году создаёт литературное объединение «Цех поэтов». Это название очень точно отображало взгляд самого Гумилёва на поэта и творчество. По его мнению, поэт должен быть профессионалом, ремесленником, чеканщиком и гранильщиком стиха. Полемически отталкиваясь от символизма, от его размытости и неопределённости смысла, метафорической насыщенности, Н.С. Гумилёв закладывает основы нового художественного направления в литературе — акмеизма, цель которого — вернуть слову его исконный смысл.
Первая мировая война сломала привычную жизнь, разрушила все планы. Николай Гумилёв отправился добровольцем на фронт. За бесстрашие и легендарную храбрость он был награждён двумя Георгиевскими крестами. Военные впечатления поэта отразились в его сборнике «Колчан» (1915). Материал с сайта //iEssay.ru
Революцию 1917 года Гумилёв встретил в Париже, находясь в заграничной командировке. Поэт не принял большевизма и со свойственной ему прямотой открыто демонстрировал свою преданность монархии. Несмотря на опасность, в 1918 году он возвращается в Петербург и с головой окунается в привычную для него стихию: издаёт стихотворные сборники «Костёр» (1918), «Шатёр» (1921), «Огненный столп» (1921), книгу переводов восточной поэзии «Фарфоровый павильон», читает лекции о русской и зарубежной литературе, много занимается с молодыми поэтами.
Послевоенный период в творчестве Николая Гумилёва исследователи единодушно характеризуют как время наивысшего расцвета его литературного таланта. Зрелая лирика Гумилёва всё больше насыщается трагическими предчувствиями и религиозно-философскими раздумьями, ощущением неизбежности преждевременной гибели. Она становится сложной и символичной.
3 августа 1921 года Николай Гумилёв — поэт и литературный критик, исследователь и переводчик — был арестован по подозрению в участии в контрреволюционном заговоре. А через три недели без суда его расстреляли. Гумилёву исполнилось всего лишь тридцать пять лет…
Один из идейных вдохновителей Серебряного века Вячеслав Иванов сказал о Гумилёве: «Наша погибшая великая надежда». Александр Блок записал в дневнике об акмеистах (А. Ахматовой, С. Городецком, О. Мандельштаме и др.): «Все под Гумилёвым». Владислав Ходасевич вспоминал: «Он обладал отличным литературным вкусом… В механику стиха он проникал как мало кто». А один из крупнейших поэтов русской эмиграции Георгий Иванов отмечал: «Можно по-разному расценивать поэзию Гумилёва. Но не может быть двух мнений о значении Гумилёва как учителя поэзии».