Осуждение «барства дикого» в произведениях А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа...
А. С. Пушкин
А. С. Пушкин и А. С. Грибоедов принадлежали к одному поколению, сформировавшемуся в период кризиса русского общества. Из этой среды вышли декабристы, мечтавшие о преобразовании России, об освобождении крестьян от рабства. Они сочувствовали обездоленному народу и резко осуждали взгляды и нравы старого общества, его невежество, лживость, ханжество, неприятие свободы личности. Эти идеи были близки Пушкину и Грибоедову и нашли отражение в их произведениях.
Особенно ярко проявился общественный темперамент Пушкина в оде «Вольность» (1817). Это первое гражданское произведение поэта. Оно написано в возвышенно-романтическом духе:
Питомцы ветреной Судьбы,Тираны мира! Трепещите!А вы, мужайтесь и внемлите,Восстаньте, падшие рабы!Пушкин призывает не к свержению царской власти, а всего лишь к установлению просвещенной конституционной монархии:
Лишь там над царскою главойНародов не легло страданье,Где крепко с Вольностью святойЗаконов мощных сочетанье...Владыки! Вам венец и тронДает закон — а не природа;Стоите выше вы народа,Но вечный выше вас закон.
Поэт вспоминает историю — времена Великой французской революции, когда доведенный до отчаяния народ отправил на плаху короля Людовика; и недавнее прошлое своей страны (заговор придворных, убивших Павла I). Пушкин убежден, что только твердые законы способны предотвратить подобное.
В 1818 году Пушкин пишет послание «К Чаадаеву», одному из близких своих друзей. Здесь он не только воспевает дружбу и юношеские идеалы «любви, надежды, тихой славы», но и говорит о чаяниях целого поколения, призывает к объединению, к активным действиям:
Но в нас горит еще желанье,Под гнетом власти роковойНетерпеливою душойОтчизны внемлем призыванье...Пока свободою горим,Пока сердца для чести живы,Мой друг, отчизне посвятимДуши прекрасные порывы!
Иной характер носит стихотворение «Деревня», написанное в 1819 году. Оно начинается в элегических тонах, с описания милых сердцу поэта деревенских пейзажей:
За ними ряд холмов и нивы полосаты,Вдали рассыпанные хаты,На влажных берегах бродящие стада,Овины дымные и мельницы крылаты;Везде следы довольства и труда...Здесь поэт, уединясь от всех, может спокойно творить. Но мысли о чужом страдании омрачают его жизнь. Он вспоминает о судьбах крепостных крестьян:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,Присвоило себе насильственной лозойИ труд, и собственность, и время земледельца.Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,Здесь рабство тощее влачится по браздамНеумолимого владельца.И снова поэт призывает власть добровольно изменить существующий порядок:
И рабство, падшее по манию царя,И над отечеством свободы просвещеннойВзойдет ли наконец прекрасная заря?«О, если б голос мой умел сердца тревожить!» — восклицал Пушкин. И еще никогда не были так встревожены сердца современников, как тогда, когда читали в рукописных списках его стихотворение «Деревня». Имя поэта было теперь неразрывно связано с декабристами. Революционные стихи Пушкина послужили причиной его «южной ссылки». Материал с сайта //iEssay.ru
Со стихотворением «Деревня» перекликаются лучшие страницы комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», которая при жизни автора так и не была полностью опубликована. Это — одно из самых злободневных произведений русской литературы, не утративших актуальности и по сей день. Грибоедов показал столкновение и смену двух больших эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувшего». Это столкновение было выражением борьбы двух общественных лагерей — феодальной реакции (Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Загорецкий и другие) и передовой дворянской молодежи (Чацкий). В сознании передовых людей того времени историческим рубежом между XVIII и XIX веком стала война 1812 года. Екатерининское время с его лестью, подлостью, невежеством было идеалом фамусовского общества. Сам Фамусов — самодур, убежденный крепостник, готовый из-за пустяковой провинности ссылать и наказывать своих крепостных. Все его окружение привыкло оценивать людей по тому, сколько у них душ крестьян. Несоответствие между претензиями этих господ и их общественной никчёмностью выявляется в саркастических речах Чацкого. Его обличительные монологи полны горечи:
Он говорит о тяжелом положении крепостных крестьян, которых можно менять на собак, отрывать детей от родителей, делать из них крепостных актеров и актрис. Русские помещики не привыкли считать крепостных людьми, равными себе. И это вызывало возмущение лучших русских людей, чье негодование и выразил Чацкий.
Гражданские стихи Пушкина и Грибоедова, подтвержденные и оплаченные их судьбами, вошли в историю русской революционной мысли и стали примером активной гражданской позиции для многих поколений.