Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (Второй вариант)
В моей комедии двадцать пять глупцов
на одного здравомыслящего человека, и
этот человек, разумеется, в противоречии
с обществом, его окружающим.
А. С. Грибоедов
Есть в русской литературе великие произведения, уже в названиях которых заключен их основной идейный смысл. Это «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Доходное место», «Гроза» А. Н. Островского, «Накануне» и «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир», «Воскресение» Л. Н. Толстого. Достойное место в этом ряду занимает комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», одно из высших достижений искусства и слова первой половины XIX века.
Какой идейный смысл вкладывает автор, декабрист по убеждениям, в название своей комедии?
Создав образ Чацкого, передового человека своего времени, писатель показал, что ум — могучая сила в борьбе против старых порядков, деспотизма, рабской психологии. Ум Чацкого — причина его непримиримого конфликта с фамусовским обществом, обществом глупцов, как он справедливо полагал. Эта проблема уже в грибоедовское время была очень актуальна, и понятия «умный», «умник» часто употреблялись как синонимы понятий «вольнодумный», «независимый». Именно в таком смысле употребляли эти слова декабристы и близкие к ним люди.
Грибоедов в своей комедии поднял голос в защиту разума, просвещения, культуры, национальной и социальной независимости: против «века минувшего» с его отжившими взглядами и рабской психологией. Ум Чацкого — это передовые убеждения человека, враждебного косному и отсталому фамусовскому обществу, «житья прошедшего подлейшие черты» которого ненавистны тем, кто воплощает «век нынешний». Именно потому, что Чацкий живет «с веком наравне», у него нет, и не может быть ничего общего с Фамусовыми, молчалиными, скалозубами; его конфликт с ними и такими, как они (а у Грибоедова все герои — «знакомые незнакомцы»), неизбежен.
В комедии Чацкий одинок, но «за сценой» присутствуют его единомышленники, такие же «умники», которых не только опасаются, но и боятся Фамусов и его гости. Это и двоюродный брат Скалозуба, набравшийся «каких-то новых правил», несмотря на то, что «чин следовал ему», «он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать». Это и ученый племянник княгини Тугоуховской, который тоже «чинов не хочет знать», и профессора Педагогического института: они упражняются «в расколах и безверье». От имени этих молодых людей, детей 1812 года, и выступает Чацкий. Поэтому «мы» в его монологе не случайно: «теперь пускай из нас один, из молодых людей, найдется враг исканий...»
Ум Чацкого следует понимать и буквально, ведь стремление к просвещению — характерная черта передовой молодежи (вспомним, как Софья упрекает его: «Зачем ума искать и ездить так далеко?»), и как враждебные дворянской Москве передовые взгляды. «Мы были дети 1812 года», — сказал декабрист М. И. Муравьев-Апостол. И мы, читатели, за одинокой в комедии фигурой Чацкого угадываем всю молодую Россию грибоедовского времени, Россию будущих декабристов и их единомышленников.
Итак, в комедии показано неминуемое столкновение «умного» представителя «века нынешнего», выступающего от имени таких же «умников», и общество «старух зловещих, стариков» (понятно, что дело тут не в возрасте, а во взглядах, убеждениях, о чем красноречиво говорит эпитет «зловещих»). Материал с сайта //iEssay.ru
Главное оружие Чацкого — пламенные, обличительные речи, его противники в борьбе с ним используют сплетню, клевету, объявив его, умного, образованного, талантливого человека, сумасшедшим. «Безумным вы меня ославили всем хором», — горько заявляет Чацкий. И это не надуманная ситуация. Вспомним о трагической судьбе П. Я. Чаадаева, и нам станет ясно, что конфликт, вспыхнувший в доме Фамусова, типичен. Горе от ума — вначале Грибоедов назвал свою комедию еще острее: Горе уму — такова была судьба передового человека в России после Отечественной войны 1812 года, и Грибоедов выбрал из пестрого материала окружавшей его жизни именно то, в чем сосредоточился смысл эпохи. В столкновении Чацкого с фамусовским миром, как солнечный луч в капле воды, отразилась та борьба между старым и новым, которая наиболее полно характеризует эпоху. Мысль о невозможности согласия, примирения двух противоборствующих лагерей блестяще подчеркнута названием комедии.