Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия Грибоедова «Горе от ума» является уникальным слепком зарождающейся, но уже непримиримой борьбы в обществе начала XIX века между передовой, прогрессивно мыслящей молодежью и консервативно настроенными представителями крепостной старины. Эти два разных общественных лагеря в комедии живописно представляют Чацкий и Молчалин — люди противоположных жизненных позиций, моральных норм, мировоззрения.
Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найти и общие черты, которые и привлекли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два этих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова. Чацкий — сын друга Фамусова, воспитанный в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, «ума искал», учился, многое увидел и узнал. Молчалин работает секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любовью и уважением:
По мере я трудов и сил,С тех пор, как числюсь по Архивам,Три награжденья получил.Но вот автор сводит их в комедии, и мы видим, насколько отличаются друг от друга Чацкий и Молчалин, и эту непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление этих героев в комедии может поведать о многих чертах их характеров.
Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюблен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью. Радость и энергия так наполняют его, что он не сразу замечает холодность девушки. Молчалин же в комедию входит сперва безмолвным, а после — оправдывающимся и растерявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об этих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках.
Как же отзываются о Чацком домочадцы дома Фамусова и сам хозяин?
Кто так чувствителен, и весел, и остер,Как Александр Андреич Чацкий!Остер, умен, красноречив,В друзьях особенно счастлив...
...он малый с головой,И славно пишет, переводит.
Чацкий — дворянин и гордится этим. От окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, откровенность и прямота высказываний. Целью своей жизни Чацкий видит в служении отечеству, он истинный патриот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетают его и возмущают:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.Он готов служить «делу, а не лицам», но в фамусовском обществе это невозможно. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны:
Ах! боже мой! он карбонари!Опасный человек!И знать вас не хочу, разврата не терплю.А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завоевал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому?
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел,При батюшке три года служит,Тот часто без толку сердит,А он безмолвием его обезоружит,От доброты души простит.И между прочимВеселостей искать бы мог;Ничуть: от старичков не ступит за порог.Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становится незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обществе:
В мои лета не должно сметьСвое суждение иметь.Ведь надобно ж зависеть от других.
Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жизни он мечтает «дойти до степеней известных», что, скорее всего, сбудется, «ведь нынче любят бессловесных» Расчетливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчитывать на поддержку и покровительство «сильных мира сего».
Отношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, болезненно сталкиваются две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмущения. Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но ему хочется узнать: кто же соперник?
Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!А чем не муж? Ума в нем только мало;Но чтоб иметь детей,Кому ума недоставало?Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.Вот он, на цыпочках, и не богат словами;Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!Однако несколько минут общения с этим подленьким и льстивым человеком рассеивают его подозрения:
С такими чувствами, с такой душоюЛюбим!.. Обманщица смеялась надо мною!Софья же под влиянием французских романов придерживается иного мнения. Влюбившись в хитрого и бесчестного человека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской:
Молчалин за других себя забыть готов,Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмелоНочь целую с кем можно так провесть!А что же Молчалин? Молчалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца:
Мне завещал отец:Во первых, угождать всем людям без изъятья —Хозяину, где доведется жить.Начальнику, с кем буду я служить,Слуге его, который чистит платья,Швейцару, дворнику, для избежанья зла.Собаке дворника, чтоб ласкова была.Поэтому Софья для Молчалина — лишь еще одна ступенька при покорении служебной лестницы. Без стеснения он признается: Материал с сайта //iEssay.ru
Однако это не мешает Молчалину бессовестно заигрывать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скрывать своей подлой душонки:
Я в Софье Павловне не вижу ничегоЗавидного...Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдержать негодования:
Вот я пожертвован кому!Не знаю, как в себе я бешенство умерил!Глядел, и видел, и не верил!Но и Софья поражена «кривизной души» бывшего любимого, она в гневе прогоняет его.
В своей комедии Грибоедов создал галерею типичных характеров, которые выходят за исторические рамки эпохи и самой пьесы. Чацкий — тип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой ситуации, и даже в случае поражения не изменяет им. Молчалиными же сегодня называют лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников. И в наше время «Молчалины блаженствуют на свете», но Чацкий — двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи.
Я думаю, что Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческим достоинствам, а не по маскам, которые они надевают.