Вопросы и ответы к раннему творчеству А. М. Горького
- Чем был обусловлен неоромантизм раннего творчества Горького?
- В чем особенность изображения Горьким «бывших людей» в рассказах «Челкаш», «Коновалов», «Мальва» и др.?
- Как понимают свободу герои ранних рассказов Горького?
- Почему Горький в рассказе «Старуха Изергиль» обратился к жанрам легенды и притчи?
- В чем сходство Данко и Ларры и в чем их различие?
- Какое наказание придумали для Ларры старейшины племени и считаете ли вы его таким уж страшным?
- Почему Данко не рассердился на людей, которые угрожали ему, а спас их?
- Что совершил Данко, чтобы вывести людей из темного леса?
- Оценили ли люди его подвиг?
- Какие художественные средства использует Горький в «Песне о Буревестнике» и в «Песне о Соколе» для раскрытия своей основной идеи? Материал с сайта //iEssay.ru
Основным художественным средством здесь является аллегория, которая использована для создания символичных образов Сокола, Ужа, Буревестника и других птиц, по-разному воспринимающих приближение бури (она у Горького символизирует революцию). Кроме того, важную роль играют противопоставления: Сокола и Ужа, с их жизненными кредо, смелого Буревестника и трусливых гагар. Яркие эпитеты и сравнения делают эти противопоставления более выразительными, точными, превращают их в зримые образы: «Капли крови твоей горячей как искры вспыхнут во мраке жизни»; «Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах». Важно и то, что оба произведения заканчиваются выводом, который демонстрирует авторскую позицию: «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!»; «Пусть сильнее грянет буря!»
Неоромантизм раннего творчества Горького обусловлен условиями жизни и творчества писателя. В период нарастания революционного движения нужно было сказать новое слово в литературе, требовался новый герой. Герои ранних рассказов Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Буревестнике» и др.) родились его революционной мечтой. Писатель считал, что настало время не просто критиковать существующие порядки, а показать героя, который знает путь к «светлому будущему», способного к активному действию.
Главные герои этих рассказов — босяки, бродяги, «бывшие люди», вопреки литературной традиции изображались не как отверженные, «униженные и оскорбленные», а как люди, сами отвергшие общество, с его моралью и законами. Им противны стяжательство, мещанская тяга к покою и сытости, ограничение свободы. Это вольнолюбцы, которым «хоть голодно, да свободно». Босяки горды, веселы, ненавидят страдания. У них нет страха перед жизнью, зато достаточно чувства собственного достоинства.
Рассказывая о босяках, Горький говорил, что «тяжесть их дум увеличивалась слепотой их ума». Писатель видел опасность безграничного своеволия таких людей, трагизм их одиночества. Эта проблема была созвучна с популярным на рубеже веков учением Ницше о «сверхчеловеке», пренебрегающем общепринятой моралью. Для ее художественного исследования Горький обратился к жанрам легенды и притчи. Таковы легенды о Данко и Ларре.
И Ларра, и Данко — сильные личности, но если Ларра в духе ницшеанского «сверхчеловека», пренебрегающего принятой в обществе моралью, считает себя человекобогом, которому «все позволено», то Данко ради людей совершает подвиг самопожертвования.