Каким вы представляете себе автора повести - Алексеем Пешковым или Максимом Горьким? Важно ли для вас это различие? Максим Горький - ли
Тема: Мои университеты

Вопросы и ответы к повести М. Горького «Мои университеты»

  1. Каким вы представляете себе автора повес­ти — Алексеем Пешковым или Максимом Горьким? Важно ли для вас это различие?
  2. Максим Горький — литературный псев­доним Алексея Максимовича Пешкова. Его как писателя мы называем Горький.

    Под этой фамилией издаются собрания его сочинений. Автора повести о суровой юности Алексея Пешкова, проходящего свои жизненные университеты, автора, анализировавшего собственный поиск смысла жизни в далекие времена юности, мы воспринимаем как Горького. Устано­вить различие между писателем и его ав­тобиографическим героем важно для по­нимания тех жизненных и эстетических позиций, с которых он оценивает, будучи ныне человеком с богатым жизненным опытом, своего героя в прошлом и окру­жающую его реальность.

  3. Что меняется в понимании окружающей жиз­ни Алешей Пешковым с каждым новым днем, каж­дым новым событием? Чем это вызвано? Как вы объясняете это для себя?
  4. Происходит взросление, ускоряемое знакомством со сложностями жизни, об­щением с самыми разными людьми, из­бавление от иллюзий, получение все но­вых и новых впечатлений от людей и из книг. Так, пришлось отказаться от попыт­ки поступить в Казанский университет, возникло убеждение, что «человека созда­ет его сопротивление окружающей сре­де». От людей он научился ценить народ­ные песни, сочный народный язык, стихо­подобное сказывание. «От песни на сердце теплом ложится грусть» — чувствует бу­дущий писатель, и это понимание многое ему даст в период создания рассказов, пьес, повестей. В среде, в которой вращал­ся Алеша, было нетрудно свернуть на скользкий путь ниспровержения «свя­щенного института собственности» и не только, но романтизм юности, присущий ему и отводивший в сторону от цинич­ного, хотя и талантливого профессио­нального вора Башкина, а также немало прочитанных серьезных книг, возбудив­ших стремление к духовному осмыслению жизни, уберегли от преступного пути и привели к иным людям, в том числе из революционной среды, и соответственно к другому отношению к жизни.

  5. Влияние какого человека на Алешу Пешкова было самым сильным?
  6. Очень сильное влияние оказала на свое­го внука бабушка Акулина Ивановна, хотя ее роль значительнее в повестях «Детство» и «В людях». Вместе с тем ее наставление при прощании во многом оп­ределило отношение Алеши к разным лю­дям, с которыми ему пришлось общаться в самых трудных ситуациях. Когда мы читаем повесть, порой удивляемся, на­сколько привлекательными оказываются для него внешне грубые люди, озлоблен­ные, насмешливые, равнодушные к себе. Однако совет бабушки не торопиться с осуждением помогает Алексею увидеть в них иную сущность, проникнуться к ним симпатией.

    Пожалуй, самое сильное воздействие на юного Пешкова среди персонажей повести оказал Гурий Плетнев, двадцатилетний ночной корректор в типографии газеты. Он поражал своим шутливым отношени­ем к жизни, рассказывал много интерес­ных историй, заинтересовал Алексея со­вместной учебой на сельского учителя. Однако вскоре оказалось, что в силу ран­него возраста Пешков еще не может полу­чить учительскую работу и экзамен ему сдавать рано. Главное, в чем проявилось его влияние на Алексея, это его поэтиче­ская сущность. Он обладал мудростью, имя которой — веселье. Плетнев «играл роль доброго духа волшебных сказок. Ду­ша его, окрашенная яркими красками юности, освещала жизнь фейерверками славных шуток, хороших песен, острых насмешек над обычаями и привычками людей, смелыми речами о грубой неправ­де жизни». Несмотря на молодость, он всегда мог дать людям умный совет и чем-то помочь. Он привлекал к себе луч­ших людей, а худшие его боялись. Гурий был близок к революционной молодежи. Общение с ним оказало большое влияние на отношение Алеши к жизни, на разви­тие его духовного мира.

  7. Опишите одного из тех, кто, по вашему мне­нию, определил дальнейшую жизнь Алеши.
  8. В повести обрисованы многие персона­жи, которые в той или иной мере опре­деляли жизнь Алеши. Таков Николай Евреинов, молодой гимназист, уговорив­ший мальчика переехать в Казань и гото­виться к поступлению в университет. Этот милый, красивый юноша с ласковыми глазами женщины, был убежден, что Алексей создан для служения науке и об­ладает для этого исключительными спо­собностями. Ему нравилось учить и рас­сказывать много интересного, прочитан­ного в литературе. Пешков с жадностью слушал его рассказы, хотя сюжеты пере­сказываемых произведений часто пута­лись в его голове. Однако «эгоизм и легко­мыслие юности не позволяли ему видеть, с каким напряжением сил, с какой хитро­стью мать вела хозяйство». Николай Ев­реинов сыграл определенную роль в судь­бе Алеши: благодаря ему состоялся при­езд в Казань, появились иллюзии, от которых пришлось избавляться. Казан­ский период сыграл большую роль в жиз­ни будущего писателя.

  9. Найдите описание труда на барже. Какую оценку восторженному рассказу Алеши об этом тру­де дал вор Башкин? Что вы могли бы ему ответить? Возникло ли у вас желание ему возразить?
  10. Алешу влекла к труду волгарей «музы­ка трудовой жизни». Горький как писа­тель даже в период создания повести (1922), когда был далеко от Волги и не за­нимался физическим трудом, чувствовал, как «приятно охмеляет сердце» эта музы­ка, которую он до сих пор слышал. Ему хорошо запомнился день, когда он впер­вые «почувствовал героическую поэзию труда». По-видимому, образ «музыки тру­довой жизни» родился позже, в писатель­ском сознании, и теперь способствует по­ниманию состояния Алеши во время рабо­ты на барже. Горький рисует энтузиазм грузчиков, который противостоял сти­хии — в сопротивлении ей во многом со­стояла поэзия труда. Те же самые рабо­чие, которые проклинали дождь и холод, лениво ползали по палубе, пытаясь спря­таться от холода и сырости, сейчас спаса­ли погибающий груз, «играя, с веселым увлечением детей». Радостные ощущения юного участника этого труда подчеркива­ются такими метафорами, как вихрь работы, бурная пляска. Поэтически изображена речная стихия, которая за­трудняла, с одной стороны, работу, а с дру­гой — побуждала к сопротивлению и побе­де. Апофеозом эмоционального подъема в душе юноши стало слияние мимолетного поворота в природе, сверкание розоватого луча солнца и радостного дружного рева людей, которых автор сравнил с веселыми зверями, встряхивающими мокрой шер­стью милых морд. «Обнимать и целовать хотелось этих двуногих зверей, столь ум­ных и ловких в работе, так самозабвенно увлеченных ею». Самозабвенная работа на барже вызывает в сознании автора ска­зочные образы прекрасных дворцов и го­родов, построенных всего лишь за одну ночь.

    Однако столь поэтическое восприятие картины вдохновенного труда свойствен­но далеко не всем. Примером тому служит вор Башкин, который за восторженный рассказ назвал Алешу дураком и «идиётом». Вряд ли стоило отвечать циничному человеку, который не в состоянии оце­нить труд людей, разве только результаты своей «профессии». И совершенно пра­вильно сделал Алеша, что не стал ему воз­ражать. Материал с сайта //iEssay.ru

  11. Горький утверждал, что «человека создает его сопротивление окружающей среде». Докажите это, пользуясь текстом повести.
  12. Сопротивление окружающей среде на­чалось в повести с момента осознания Алексеем тяжелого положения семьи Евреиновых, и особенно неимоверных уси­лий Варвары Ивановны, чтобы как-то на­кормить детей. Именно он, уже имея определенный жизненный опыт (повесть «В людях»), а не Николай и не его млад­ший брат понимал сложность ее ухищре­ний и экономии, чтобы вести хозяйство. Не желая быть обузой в семье Евреиновых, Алексей пытается сам прокормить себя и начинает работать. С мечтой об университете, иллюзорно внушаемой ему Николаем, пришлось расстаться — нача­лась тяжелая трудовая жизнь, которую можно определить как сопротивление ок­ружающей среде. Он научился не ждать помощи извне и не надеяться на счастли­вый случай, в нем постепенно развивалось волевое упрямство, и чем труднее слага­лись условия жизни, тем крепче и даже умнее чувствовал себя. Такую науку юный Пешков постигал в своих универси­тетах. Такое сопротивление окружающей среде он видел в людях, с которыми об­щался, — в босяках, грузчиках, жуликах. Примером формирования личности в про­цессе сопротивления человека окружаю­щей среде является проанализирован­ная выше картина участия Алексея во вдохновенном труде на барже по спасению груза.

  13. Объясните смысл названия повести, опираясь на свидетельство одного из современников: «За по­лудетское революционное озорство я был уволен из гимназии и не без гордости рассказал об этом Горь­кому.
  14. - Молодчага, — одобрил он, — так ты, пожалуй, скоро и в университет попадешь.

    Я удивился, но рассмеявшись, Горький пояснил, что имеет в виду не тот университет, в котором чи­тают лекции, а тот, в котором построены одиночные камеры с решетками на окнах, и прибавил:

    - Этот будет почище!

    Заглавие его будущей книги было произнесено».

    Смысл названия повести состоит в том, что, кроме университетов как учебных за­ведений, человек получает образование в жизни, особенно если она складывается не гладко, а требует преодоления труд­ностей, сопротивления неблагоприятным жизненным обстоятельствам. Эти уни­верситеты (не случайно Горький назвал их во множественном числе) формируют характер личности, закаляют ее, учат вы­бирать правильную дорогу. Алеша Пеш­ков, не имея средств на образование, про­ходил свои университеты на пристанях, в ночлежках, в студенческих нелегаль­ных кружках, перебивался случайными заработками. Он самостоятельно читал кни­ги, которые возбуждали стремление к ин­тересной и содержательной жизни, знако­мился и дружил с хорошими людьми.

    Опыт и знания, полученные в универ­ситетах жизни, дали впоследствии Горь­кому богатейший материал для его худо­жественного и публицистического твор­чества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Горький Максим -