Вопросы и ответы к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
- Какова основная тема комедии «Ревизор»? Выполнил ли Гоголь поставленную перед собой задачу: «собрать в одну кучу все дурное в России... и за одним разом посмеяться над всем»?
- Есть ли в комедии положительные герои?
- В первом варианте комедии городок, где происходит действие, имел название Белебей. Как вы думаете, почему в окончательном варианте Гоголь снял это название?
- Осознают ли чиновники города, что они преступники? Из чего это видно?
- Как, какими средствами пытаются городничий и подчиненные ему чиновники обезвредить «ревизора»? Удается ли это им?
- Кто такой Хлестаков? Действовал ли он по заранее обдуманному плану?
- Как вы думаете, почему слово «хлестаковщина» стало нарицательным?
- Случайно или закономерно разоблачение «ревизора»?
- Кажется ли вам жизненно правдивой развязка комедии?
- В чем заключается смысл немой сцены в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
- Перечислите черты новаторства комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»? Материал с сайта //iEssay.ru
В пьесе «Ревизор» следующие новаторские черты: отсутствует любовный конфликт, он принимает пародийную форму (признание Хлестакова в любви сразу двум дамам); нет среди действующих лиц положительного героя; отсутствует экспозиция: действие начинается сразу с завязки; двойная развязка; в пьесу впервые введена пантомима — немая сцена; автор вводит ситуации, где сцена пустует, что недопустимо в классицистической комедии; драматург нарушает принцип «четвертой стены», когда Городничий обращается прямо к залу: «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!.. Эх, вы!»; используются разные формы и приемы комического: абсурдные ситуации, гипербола, гротеск, фарс, говорящие фамилии.
На сцене их нет. Но писатель подчеркивал, что в «Ревизоре» положительный герой присутствует. Это — смех. Смех бичующий, разоблачающий и... исцеляющий, помогающий избавиться от высмеянных пороков. Не случайно комедия испугала власть имущих, была воспринята как суд над общественным устройством и общественными пороками России.
Писатель подчеркнул этим огромное обобщающее значение комедии. Показанное в ней могло произойти в любом городе, в любом городке, в любом месте России.
Хлестаков — мелкий чиновник, пустейшее существо, поистине, «без царя в голове». Он никого не собирался обманывать, никакого плана у него не было, ведь его, как и городских чиновников, парализовал страх (задолжал хозяину гостиницы, а платить нечем); но, враль и хвастун, он пользуется ситуацией, не отдавая себе отчета в том, что лжет. Затем, осознав, что принят за важное лицо (какое — он не знает!), становится наглее с каждой минутой и раскрывает свои потенциальные «возможности». Он, по сути, не хуже и не лучше городских чиновников, хотя и глупее многих из них.
Сопоставьте два произведения Гоголя: повесть «Тарас Бульба» и комедию «Ревизор». К каким выводам приводит это сравнение героических характеров запорожских казаков, патриотов, защитников родины (XVI—XVII века) и характеров пошлых, современных Гоголю мошенников, воров и стяжателей? Случайно ли появление этих произведений примерно в одно и то же время (30—40-е годы XIX века)?
Подчеркивает идею неминуемого наказания.