Денис Иванович Фонвизин — создатель русской социальной комедии
Денис Иванович Фонвизин (1744-1792) — писатель, драматург, просветитель, вошедший в историю русской литературы как создатель русской социальной комедии. «Сатиры смелый властелин» — так назвал его Пушкин. Уже в своей первой оригинальной комедии «Бригадир» (1769) Фонвизин проявил свой яркий сатирический дар, высмеяв невежество, взяточничество, ханжество и пристрастие ко всему французскому, так характерные для русского дворянства второй половины XVIII века. Но подлинная и непреходящая слава пришла к Фонвизину, когда он создал комедию «Недоросль» (1782). Гоголь поставил ее в один ряд с «Горем от ума»
А.С. Грибоедова и назвал истинно «общественной комедией». «Недоросль» является сатирической комедией, в которой, по словам Н.В. Гоголя, писатель вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».
В центре внимания комедиографа целое сословие — русское дворянство, причем не само по себе, а в тесной связи с тем, что несет с собой система крепостничества, определяющая жизнь всей страны. Тема комедии — помещичий произвол и его губительные последствия, система дворянского воспитания, законодательства, общественных и семейных отношений в России XVIII века.
По сюжету и названию «Недоросль» — пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Но речь идет не об ученье, а о воспитании в самом широком смысле. Сценически Митрофан — второстепенное лицо, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых, что следует изменить, чтобы в нем воцарились идеалы добра, разума и справедливости.
Таким образом, идея комедии — разоблачение и осуждение мира невежественных, жестоких и самолюбивых помещиков, которые хотят подчинить себе всю жизнь, присвоить себе право неограниченной власти как над крепостными, так и над благородными людьми; утверждение идеалов гуманности, прогресса, просвещения, выраженных через положительных героев (Софья, Стародум, Милон, Правдин).
Среди положительных героев пьесы особо выделяется Стародум. Это — герой-резонер, второе «я» самого автора. Его устами Фонвизин выносит приговор миру произвола и рабства, а свои надежды он возлагает на добрые начала человеческой души, на разумное воспитание, на силу совести. «Имей сердце, имей душу и будешь человеком во всякое время», — говорит Стародум Софье. Это и есть авторский идеал. Во многом он связан с просветительскими иллюзиями Фонвизина, но масштаб сатирического обличения в комедии выводит ее за узкие рамки просветительских позиций классицизма и позволяет говорить о ярко выраженных реалистических началах.
Особенности художественного метода Фонвизина заключаются в сочетании черт классицизма (деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм в их обрисовке, «три единства» в композиции, «говорящие» имена, черты резонерства в образе Стародума и т.д.) и реалистических тенденций (жизненная достоверность образов, изображения дворянского быта и социальных отношений в крепостной деревне). Новаторство драматурга сказалось прежде всего в более сложном понимании характера. Хотя герои комедии статичны, но в живой ткани произведения их характеры приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность. Если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заострены до карикатурности, то образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна — «раба», но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает сочувствие зрителей.
Созданию реалистической достоверности образов во многом способствует язык героев комедии, который становится средством их индивидуализации и помогает раскрыть социально-психологическую сущность персонажа. Стародум, как положено традиционному герою-резонеру, говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин вводит в речь героя и другие — индивидуальные — черты: афористичность, насыщенность архаизмами. Все индивидуальные и типичные качества Простаковой также отражаются в ее языке. К крепостным она обращается грубо, используя бранную лексику («собачья дочь», «скверная харя», «бестия»), а к сыну Митрофану обращена ласковая, заботливая речь матери («душенька», «друг мой сердешный»). С гостями Простакова — светская дама («рекомендую вам дорогого гостя»), а когда она униженно причитает, вымаливая себе прощение, в речи ее появляются народные обороты («мать ты моя родная, прости меня», «повинную голову меч не сечет»). Материал с сайта //iEssay.ru
Все это делает комедию Фонвизина «Недоросль», формально созданную по правилам классицизма, подлинно новаторским произведением, оказавшим огромное воздействие на формирование реализма в русской литературе. По словам А.И. Герцена, «Фонвизин заблаговременно успел поставить на сцену свой скотный двор диких помещиков, а Гоголь издать свое кладбище «Мертвых душ». Преемственную связь драматургии Фонвизина с театром Островского отмечал Гончаров, а Салтыков-Щедрин вывел ряд персонажей Фонвизина в своих произведениях.
Просветительские тенденции, свойственные русской литературе XVIII века, проявились не только в рамках классицизма, который в последней четверти столетия уже явно сдавал свои позиции, но и в произведениях нового для того времени направления — сентиментализма. Оно также опиралось на идеи Просвещения, но на первое место ставило конкретного человека с его чувствами и переживаниями. Чувства, переживания в сентиментализме приходят на смену господства разума в классицизме, а героями становятся представители средних и низших классов. Хотя в русской литературе сентиментализм не получил столь широкого развития, как в Западной Европе, но в произведениях Н.М. Карамзина, стихах молодого В.А. Жуковского, прозе А.Н. Радищева сентиментализм заметен.