Восемнадцатый век в истории России - это эпоха укрепления самодержавия и господства крепостного права. Такой порядок вещей, устраивавший правящу
Тема: Недоросль

Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Восемнадцатый век в истории России — это эпоха укреп­ления самодержавия и господства крепостного права. Такой порядок вещей, устраивавший правящую верхушку общества, вызывал критическое осмысление социально-политической обстановки в стране со стороны передовых людей своего вре­мени, к которым принадлежал и драматург Денис Иванович Фонвизин. Правда, его критика общественных порядков не поднималась до обличения самих основ самодержавия и кре­постничества. Показывая их пороки, писатель не призывал к революционным потрясениям. Он лишь пытался сатиричес­ким изображением этих пороков пробудить у правящего класса стремление облегчить участь крестьян и способствовать про­грессивному развитию страны, которое ему виделось на путях просвещения. Самым выдающимся произведением, в котором он выразил свои взгляды на существующие в стране порядки, стала его комедия «Недоросль».

«Недоросль» — одно из немногих драматических произве­дений восемнадцатого века, которое ставится на сцене и в наши дни. Это объясняется не только критическим зарядом произведения по отношению к социальному устройству Рос­сии того времени, но и созданием образов, которые в той или иной форме остались неизменными на протяжении многих десятилетий. Взять хотя бы главного героя комедии Митрофа­нушку, чье имя стало нарицательным для определения велико­возрастных бездельников, сидящих на шее у своих родителей. Разве таких «Митрофанушек» мало в наше время? А мать его, госпожа Простакова? Тоже ведь вполне современный персо­наж: любыми способами, честными и нечестными, добиться благополучия для своего чада, не заботясь о том, чтобы сын стал образованным и порядочным человеком. Так же предста­вимы сейчас и господин Простаков, муж-подкаблучник, и Та­рас Скотинин, чья фамилия точно определяет сущность этого умственно неразвитого и недалекого человека. Но интересно отметить, что живыми типами и для нашего времени остались те персонажи фонвизинской комедии, которых мы восприни­маем как отрицательных. Положительные же герои: Правдин, Стародум, Милон, Софья — по большей части схематичны и маловыразительны. Вероятно, при их создании драматург опи­рался больше на свои представления о том, какими должны быть положительные герои, чем на реальные прототипы.

Своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль» заключается в том, что она выходит за рамки норм и требований господство­вавшего в восемнадцатом веке литературного направления — классицизма. Все внешние признаки классицизма соблюдены: единство времени и места, положенные пять действий, нали­чие четко обрисованных положительных и отрицательных ге­роев с «говорящими» фамилиями. Благополучный финал, в котором добро торжествует, а зло наказано. Четкий моральный урок: «Вот злонравия достойные плоды», — вложенный в уста резонера Стародума. В то же время больше всего привлекают нас сегодня в комедии проявляющиеся в ней реалистические элементы. Во-первых, это живой разговорный язык персона­жей. А во-вторых, попытка представить их характеры не в чер­но-белых красках, а с использованием более гибких изобрази­тельных средств.

Вот, казалось бы, сугубо отрицательный тип — госпожа Простакова. Она идет на прямые злодеяния для достижения своих целей. Но мы понимаем, что в такой искаженной фор­ме проявляются у нее добрые материнские чувства. И когда она в финале комедии бросается обнимать сына со словами: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» — а тот с досадой говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навяза­лась…» — нам хочется пожалеть несчастную женщину, воспи­тавшую неблагодарного эгоиста сына. Материал с сайта //iEssay.ru

Основной конфликт пьесы — это противопоставление раз­личных групп внутри дворянского класса по вопросу об отно­шении к крепостному праву. Но сатирическая направленность комедии проявляется не только в изображении отрицательных сторон «барства дикого», но и в изображении быта и нравов дворянской среды. В первую очередь это касается проблемы воспитания и образования. Эпоха Просвещения, какой был для Европы восемнадцатый век, в России с трудом находила себе последователей. Корни этого опять-таки крылись в кре­постничестве. Ведь с точки зрения крепостника, зачем, дей­ствительно, Митрофанушке география, если извозчики знают, куда его везти. Зачем делить найденные деньги с кем-то, ког­да их можно взять себе. Эти и другие комические подробнос­ти, в изобилии рассыпанные по страницам комедии, едко высмеивают невежество и тупость «Простаковых» и «Ско­тининых». Только широкая образованность, по мнению Фон­визина, способна просветить косные умы недальновидных дворян. И только просвещенная нация может осознать вред крепостничества и обуздать присущие ему пороки. В этом и состоит идейный пафос комедии Фонвизина.

Но писатель отнюдь не посягает на основы общественно­го устройства. Его цель в другом — обратить внимание власть предержащих на опасность беззакония и произвола для само­го существования государства. И не случайно его положитель­ные герои, прежде всего Стародум, несут в себе набор тех черт, которые писатель считал необходимыми для тех, кто правит страной. В этом также состоит непреходящее значение сатири­ческой комедии Фонвизина для нашего времени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
О комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Фонвизин Денис Иванович Фонвизинский театр и комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина