Глупость, коварство, злость, преступление вовсе не смешны сами по себе; смешно глупое коварство, попавшееся в собственные сети, смешна злобная глупост
Тема: Недоросль

Смешное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Глупость, коварство, злость, преступление

вовсе не смешны сами по себе; смешно глупое

коварство, попавшееся в собственные сети,

смешна злобная глупость, обманувшая сама

себя и никому не причинившая задуманного зла.

В. Ключевский

В истории драматургии «Недоросль» — это первая рус­ская комедия с ярко выраженным общественно-полити­ческим содержанием. Фонвизин во многом явился пред­шественником Гоголя, Грибоедова, Островского. Высоко оценил комедию «Недоросль» Пушкин, считая ее «един­ственным памятником народной сатиры».

Почему же эта комедия завоевала народную любовь? Отличительными особенностями комедии, которые и при­влекли к ней внимание читателей, считаются актуальность темы, выступление против крепостнического произвола, живой разговорный язык, реалистичность зарисовок быта. Как писал В. О. Ключевский, «Фонвизин взял героев «Не­доросля» прямо из житейского омута без всяких культур­ных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений, со всем содомом их неприбранных инстинктов и интересов».

Комическое основано на нелепости, несоответствии, а таких несоответствий в комедии — бессчетное количе­ство. Например, Митрофан: то он ругается с учителями, то пыжится и «блещет» своими «способностями» и «умом», стараясь доказать, что «дурак» — слово прилагательное, «потому что оно прилагается к глупому человеку». Здо­ровый шестнадцатилетний недоросль, грубый и невеже­ственный, в минуту мнимой опасности готов спрятаться за спину «мамушки» Еремеевны, а уже оттуда — грозить обидчику.

Смешна и госпожа Простакова, то бранящаяся, как ба­зарная торговка, то лицемерно лебезящая перед Стародумом. Смешон Скотинин, убеждающий, что среди свиней он выглядит умнее.

Однако смех, которым мы смеемся над всеми персона­жами, не беззаботен. Постоянно ощущаешь на губах ка­кую-то горчинку: то ли жалость, то ли брезгливость, то ли трагичность. В чем же дело? А дело, по-моему, в том, что глупость, невежество, лицемерие, жадность, трусость, наглость и т. д. не могут быть просто смешными или комичными, поскольку приносят горе и страдания многим окружаю­щим.

Но в бессмертной комедии Фонвизина есть комизм и более глубокий. Ведь Простакова становится смешной не тогда, когда она откровенно груба и жестока, а когда она прикидывается доброй. Забавно невежество, претендующее на образованность, жадность, которую хотят выдать за ве­ликодушие.

Пороки отрицательных персонажей комедии непри­крыты и откровенны. Их уверенность в своей правоте, с одной стороны, страшна и трагична, но с другой — доста­точно смешна, ведь второй конец этой палки бьет непо­средственно по ним самим, а они этого не замечают. Все­властие и деспотизм, ограниченность и дикость делают людей невосприимчивыми к чужой критике и неспособны­ми критично оценивать собственное поведение. Материал с сайта //iEssay.ru

Использование средств живого народного языка делает образы комедии еще более яркими и живописными. У каж­дого из действующих лиц комедии свой лексикон, свои интонации, что также максимально позволяет отобразить комичность героев. Незабываемы фразы: «Да отвяжись, матушка, как навязалась», «Изволь посмотреть, батюшка, как он глазки-то вытаращил, и ты свои изволь так же вытаращить», «с утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».

Не зря Пушкин называл Фонвизина «сатиры смелый властелин». Ведь секрет бессмертия комедии «Недоросль» — в сокрушительном, гневно-сатирическом смехе, кото­рый сыграл большую созидательную роль в дальнейшем развитии русской литературы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Семейный портрет Простаковых-Скотининых Фонвизин Денис Иванович Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»