Ты должен посвятить Отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек. Д. И. Фонвизин 24 сентября 1782 года в деревянном театре на
Тема: Недоросль

Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (Первый вариант)

ВНИМАНИЕ! У этого текста есть несколько вариантов. Ссылки находятся после текста

Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек.

Д. И. Фонвизин

24 сентября 1782 года в деревянном театре на Царицыном лугу состоялась пре­мьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Придавая комедии большое обществен­ное значение, Фонвизин сам был и режиссером. Роль Стародума он отдал крупнейше­му русскому актеру Ивану Дмитровскому, роль Правдина сыграл талантливый артист Плавильщиков. Премьера комедии «Недоросль» стала триумфом идей русского дворянского Просвещения. Театр был полон, публика аплодировала «метанием кошель­ков». Первым кошелек, наполненный золотом, бросил на сцену Дмитровскому сам Потемкин. В историю вошли слова, будто бы сказанные им автору: «Умри, Денис, лучше не напишешь».

Центром спектакля стал Стародум. Его речи находили отклик у передовых людей того времени. Стародум, Правдин, Милон разъясняли зрителям, что означает истин­ный патриотизм в нашем Отечестве. Не слепо подчиняться государственной власти, не льстить монарху и его окружению, а честно исполнять свой долг. О, как презирал Стародум льстецов! «Льстец есть тварь... Все его стремление к тому, чтоб сперва осле­пить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть начнет». В молодости Стародум подружился как- то с одним графом, любившим говорить о чести и долге перед государством. Когда же была объявлена война, граф остался дома, а Стародум поспешил на фронт, чтобы за­служить звание дворянина, данное ему от рождения. О его героизме на фронте гово­рили многочисленные раны, а также уважение солдат и офицеров, но чином он был обойден. В тот момент Стародум был так оскорблен, что «тотчас взял отставку». Те­перь же, вспоминая об этом, он приходит к выводу, «что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Вот если бы нынешние чиновники помни­ли об этом!

В просветительских убеждениях Фонвизина важное место занимает мысль о долж­ностях. В «Недоросле» утверждается, что все люди, живущие в обществе, связаны друг с другом исполнением своих должностей. Должность — «это тот священный обет, ко­торым обязаны мы всем тем, с кем живем и от кого зависим». Общество разделено на сословия, у каждого сословия свои должности, свои обязанности, но у дворян они наи­большие. Дворянин обязан помнить, что есть люди, которым надо помогать; есть Отечество, которому надо служить. «Степени знатности, — говорил Стародум, — рассчи­тываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества». Самый большой господин в государстве — монарх. К нему, значит, надо предъявлять и самые высокие требования.

Правдин глубоко убежден в справедливости и просвещенном характере екатери­нинского самодержавия. Он прибыл, чтобы исполнить его волю: взять под опеку име­ние Простаковых. То же самое ожидает и Скотининых. Эти помещики, развращен­ные неограниченной властью, превратили своих крестьян в тягловый скот и еще более скотоподобными стали сами. Финал комедии — это своего рода рекомендация Фонви­зина Екатерине вмешаться в отношения помещиков и крестьян, ограничить помещи­чий произвол. Однако история царствования Екатерины не знает примера, чтобы пра­вительство брало в опеку чье-либо поместье. Поэтому Стародум ближе Фонвизину, чем Правдин. Стародум противопоставляет Екатерине Петра I: именно Петр официаль­ным указом ввел опеку правительства над имениями помещиков-тиранов, а Екатери­на сознательно этот указ не выполняла. На предложение Правдина служить при дво­ре, чтобы лечить общественные болезни, Стародум отвечает: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Идеал фонвизинского гражданина выражен в очень простой формуле — честный человек. Честным может быть человек любого сословия. Если для Простаковой Цифиркин — слуга, то для Стародума он человек, заслуживающий уважения. На вопрос Правдина, сколько ему должны за обучение Митрофана, Цифиркин отвечает: «Мне? Ничего». Даже Простакова признается, что за двухлетнее обучение Митрофана Цифиркину заплатили только десять рублей. Цифиркин с достоинством отвечает: «Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года, мы и квиты». Он не желает брать денег за то, в чем не добился успеха. Стародум видит перед собой еще одну родствен­ную душу. Сам-то он тоже когда-то «отошел от двора без деревень, без ленты, без чи­нов», зато сохранил свою душу, свою честь, свои правила. Материал с сайта //iEssay.ru

Честность, добронравие надо воспитывать с детства. Вот почему тема воспитания проходит через всю пьесу. Какой гражданин может вырасти из Митрофанушки?! А ведь он от природы далеко не глуп, всему виной воспитание. И дело не в том, что он азов наук не знает. В нем нет ни капли «благонравия», то есть доброты. А Стародум убеждает нас в том, что «главная цель всех знаний — благонравие».

Некоторые считают, что Правдин и Стародум — резонеры, что их реплики чересчур длинны и скучны, что Милон и Софья — слишком идеальные герои: в жизни таких не бывает, автор их выдумал. Ничего подобного! Тогдашние зрители узнавали в лучших героях Фонвизина многих своих современников. А Стародум как будто сошел со страниц пьесы и стал соратником Фонвизина, Новикова, Крылова и других русских просветителей. Мудрые советы Стародума, «друга честных людей», вполне могут при­годиться и сегодня. У Е. Евтушенко есть строки, с которыми не очень хочется согла­шаться (хотя приходится):

Государство, ты всегда холопство, барство,
Царство лести, доносительство, вражда.
Чувство Родины и чувство государства
Не сольются в человеке никогда.

Если бы выполнялись советы Стародума, то «чувство Родины и чувство государ­ства» никогда не противоречили бы друг другу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Проблема воспитания истинного гражданина (Второй вариант) Фонвизин Денис Иванович Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых