Когда была написана комедия 'Недоросль' и как отреагировала публика на ее первую постановку 24 сентября 1782 года? Первую постановку комедии
Тема: Недоросль

Вопросы и ответы к комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

  1. Когда была написана комедия «Недоросль» и как отреагировала публика на ее первую постановку 24 сентября 1782 года?
  2. Первую постановку комедии можно было расценить как большой успех, но реакционная часть дворянства встретила пьесу с озлоблением, узнав в ней многие свои пороки: Фонвизин казнил как дикое невежество старшего поколения, так и поверхностное, внешнее «европейское» «полуобразование» молодежи. Драматург показывает тяжелое положение крестьянства и развращающее влияние крепостничества на молодых дворян.

  3. Докажите, что Простакова и Скотинин — типичные крепостники-невежды. Какие общие черты им присущи?
  4. В чем вина, а в чем беда Митрофана? Закономерна ли концовка пьесы? Почему такую концовку придумал Фонвизин?
  5. Конечно, концовка пьесы надуманна. Таким финалом автор хотел указать правительству Екатерины II пути преобразований, ограничения власти помещиков над крестьянами. Он боролся за разоблачение существующего зла, за издание нормальных законов, за постепенное ограничение власти помещиков над своими крепостными.

  6. Не является ли финал пьесы преувеличением, а образ Митрофана пародией?
  7. Нет. Митрофан — порождение своей эпохи, крепостнических отношений, когда дворянские недоросли не должны были служить.

  8. В чем проявился реализм комедии?
    1. В комедии живые люди, а не сухие схемы, носители какого-то определенного качества, что было характерно до классицизма.
    2. Язык героев индивидуализирован (груба речь Простаковой и Скотинина, в языке Митрофана проявляется его невежество, устаревшими словами из церковных книг пестрит речь Кутейкина, положительные герои пользуются книжным языком, что в XVIII веке было характерно для высшего дворянства).
    3. Реализм сказался и в постановке автором важнейших проблем своего времени (ограничение власти помещиков, распространение просвещения, воспитание истинного гражданина и др.).
  9. Отрицательные или положительные герои нарисованы Фонвизиным более убедительно? Почему?
  10. Каковы художественные особенности «Недоросля»? Какую роль в композиции комедии играет контраст?
  11. Дает ли комедия «Недоросль» основания полагать, что Д. И. Фонвизин, как сказал о нем Пушкин, — «сатиры смелый властелин, друг свободы»?
  12. С какой целью в имении Простаковой нахо­дится Правдин? Что можно сказать о его обществен­ных взглядах?
  13. Правдин — чиновник наместничества, прогрессивно мыслящий в духе просвети­тельской идеологии времен Екатерины II. Он заявляет, что исполняет свои обязан­ности по убеждению, «по подвигу собст­венного сердца». Объезжая имения, он собирает факты жестокого обращения по­мещиков с крепостными и имеет возмож­ность по своему служебному положению прекратить произвол в имении Простако­вой, взяв управление имением под опеку. Прожив три дня в доме Простаковых, Правдин в разговоре с Милоном называет помещика дураком бессчетным, а жену его презлой фурией, «которой адский нрав делает несчастье целого их дома».

  14. Какие у Правдина есть основания надеяться положить конец бесчинствам Простаковой? Кто по­может ему осуществить замысел?
  15. Правдин надеется осуществить это доб­рое дело, пользуясь полномочиями, данны­ми ему наместником, который по образу мыслей своих «с… ревностию помогает… страждущему человечеству», исполняя тем самым «человеколюбивые виды выс­шей власти». Интересна ссылка Правдина на Учреждение, создающее образ такого благонамеренного наместника. Именно к нему обращается Правдин за разрешением взять имения под опеку. Исторически действия Правдина, правительственного чиновника, выполнявшего волю «высшей власти», не имели подтверждения в рус­ской действительности той поры. Они от­ражали лишь настроения, чаяния извест­ной части просвещенного дворянства, в том числе и автора комедии, и воспринима­лись как предложения правительству воз­можного способа регулирования отноше­ний между помещиками и крестьянами. Поэтому образ Правдина имеет не реаль­ный, а условный, идеальный характер.

  16. Какая фраза выражает отношение самого Фонвизина к Правдину и характеру его службы?
  17. Это слова Милона: «Счастлив ты, мой друг, будучи в состоянии облегчать судьбу несчастных».

  18. Какие общественно-политические и нравст­венные проблемы обсуждаются в диалогах Старо­дума и Правдина?
  19. Уже в явлении I третьего действия, т. е. при первой встрече, Правдин и Стародум обсуждали ряд важных социально-поли­тических и нравственных проблем, диску­тируемых во второй половине XVIII века в среде просвещенного дворянства: служе­ние государству, истинные и мнимые за­слуги перед обществом, образование и воспитание гражданина отечества, честь и достоинство личности, отношения при дворе и т. д.

  20. Как вы думаете, почему Фонвизин называет своего положительного персонажа именем Старо­дум?
  21. Как во многих драматических произве­дениях, Стародум наделен условным име­нем, отражающим сущность его взглядов и пристрастий. Он — человек старого вре­мени, времени петровских преобразова­ний России, откуда он с молодости по­черпнул свои взгляды, убеждения и нрав­ственные правила.

  22. О каком времени вспоминает Стародум и по­чему? Что привлекает его в прошлом?
  23. Характерными признаками того време­ни, по мнению Стародума, было почита­ние человека и его достоинств по заслугам перед отечеством, прямота и искренность. Он получил от отца, служившего при дво­ре Петра Великого, завет в виде правила: «имей сердце, имей душу, и будешь чело­век во всякое время». Оттуда же Стародум вынес и еще одно, примыкающее к этому правилу суждение, актуальное и в наши времена: без души «просвещеннейшая ум­ница — жалкая тварь. Невежда без ду­ши — зверь».

  24. Как относится Стародум к современному ему обществу?
  25. К современному ему обществу Стародум относится отрицательно, хотя и считает, что погорячился выходить в отставку из-за того, что был обойден чином в поль­зу молодого графа-карьериста. Если бы ранее он умел владеть собой, то «имел бы удовольствие служить долее отечеству». Отношения при дворе поразили его своей неискренностью, достижение царедворца­ми карьеры он образно сравнил с ездой: по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее. Так же образно он гово­рит о соперничестве, себялюбии. Морали старого времени Стародум противопостав­ляет искаженные представления о жиз­ненных ценностях в современной ему дей­ствительности.

  26. Сопоставьте мысли Стародума со взглядами, выраженными Ломоносовым и Державиным в из­вестных вам произведениях.
  27. Комедия Фонвизина продолжает просве­тительские традиции русских классицис­тов Ломоносова и Державина. Утвержде­ние роли сильного государства в благополу­чии общества, воспитании и образовании истинного сына отечества, похвала преоб­разованиям Петра I, стремление к беско­рыстному служению постоянно звучат в одах Ломоносова, строгое соблюдение за­конов, резкая критика тирании, мздоим­ства мы находим в переложении Держа­виным псалма «Властителям и судиям». Все эти взгляды полностью разделяются Стародумом.

  28. С какой целью Простакова нанимает учителей для Митрофана?
  29. Не понимая значения образования и бу­дучи полной «невеждой без души», Про­стакова все же нанимает учителей для Митрофана и считает, что он получает до­статочное образование. Она понимает, что уже «век другой», что уже так не про­живешь, как дядюшка Вавила Фалалеевич, что общество требует от дворянских детей учебы. Материнское сердце Проста­ковой страдает, что дитя может измучить­ся от уроков, и потому она старается как можно быстрее закончить урок, придрав­шись к какой-либо неугодной фразе учи­теля. Когда приехали гости, она просит Митрофана «хоть для виду поучиться», чтобы они видели, какой он образованный и достойный жених для Софьи, которая внезапно стала богатой невестой.

  30. Как вы оцениваете умственные способности недоросля? Что усматриваете в его репликах — глу­пость или наглость?
  31. Избалованность, леность и наглость, воспринятая от матери и дядюшки нена­висть к образованию и образованным лю­дям притупляют умственные способности Митрофана, не дают почвы для их разви­тия. Мы не можем судить о природных способностях недоросля. Однако он сооб­разителен в житейском плане: предпочи­тает сочувствовать матушке, которая в его сне устала колотить батюшку, а не отцу, а также проявляет практическую сметку и в ряде других обстоятельств.

  32. Почему Митрофан отталкивает мать и покор­но ведет себя с Правдиным?
  33. У Митрофана под влиянием уродливого воспитания не сложилось никаких привя­занностей, нет любви к людям. Мать для него — всего лишь заступница, потакаю­щая ему во всем, она создает ему удобную, устраивающую его жизнь. И когда она те­ряет власть над людьми, она теряет и цен­ность для Митрофана. Произнося свою знаменитую фразу: «Вот злонравия до­стойные плоды», Стародум имеет в виду и результаты воспитания Простаковой соб­ственного сына.

    Митрофан покорно отвечает на слова Правдина о службе, потому что он почув­ствовал силу и власть Правдина, в нем он видит хозяина, которого невозможно ос­лушаться.

  34. Каково отношение самого Фонвизина и его положительных персонажей к воспитанию молодых дворян?
  35. Тема воспитания является одной из ос­новных тем комедии «Недоросль». Забота о судьбах подрастающего поколения ни­когда не оставляла Фонвизина как пи­сателя и гражданина. Создавая образ Митрофана, он ставил целью не только посмеяться над недорослем, комически изобразить его «познания» в науках, его желание «не хочу учиться — хочу же­ниться», но и показать трагические по­следствия такого уродливого воспитания. Из Митрофана вырастает «невежда без ду­ши», жестокий крепостник, деспот, отно­сящийся к той породе, «которая мстит своей плодовитостью».

  36. Почему «Недоросль» называется комедией? Согласны ли вы с таким определением жанра пье­сы? Аргументируйте свое мнение.
  37. Несомненно, «Недоросль» — класси­цистическая комедия. В ней присутствует комедийная интрига, связанная с неудав­шимся сватовством Митрофана и Скоти­нина к Софье и провалившейся попыткой похищения ее. В пьесе много комедийных ситуаций, например сцены учения и экза­мена Митрофана, разговоры Скотинина о свиньях. Комизм изображения персона­жей сочетается с обличительной сатирой.

  38. Можно ли назвать «Недоросль» высокой ко­медией и если да, то почему?
  39. В «Недоросле» поставлены серьезные социально-политические и нравственные проблемы: деспотизм крепостного права, образование и воспитание личности граж­данина отечества, государства. Это делает пьесу высокой комедией.

  40. Назовите сюжетные линии пьесы.
  41. Внешне комедия строится на традици­онном мотиве сватовства и возникающей борьбе женихов за героиню. В ней соблю­дены все три единства — времени, места, действия. К началу событий судьбы геро­ев в имении Простаковой определились следующим образом. Софья и Милон, зна­комые по Петербургу, любят друг друга. К их любви благосклонно относится дядя Милона — граф Честон. По делам службы Милон выезжает в одну из губерний. В это время умирает мать Софьи, и девушку увозит к себе в имение дальняя родствен­ница Простакова. Это экспозиция, после которой спустя некоторое время проис­ходят события, о которых мы узнаем из комедии. Основное действие укладывает­ся в одни сутки и составляет заключи­тельный этап сюжета. Простакова реша­ет выдать Софью за своего брата Тараса Скотинина, полагая, что по бедности она не представляет интереса как невес­та для ее сына. Завязка наступает с по­лучением письма Стародума, в котором Софья объявляется богатой наследни­цей. Это меняет планы Простаковой, что приводит к конфликту между ней и бра­том.

    Софья отдает предпочтение Милону. И тогда Простакова решает организовать похищение Софьи и ее венчание с Митро­фаном. От весьма драматического завер­шения «сватовства» Софью спасает вме­шательство Милона, отбивающего невесту у людей Простаковой. Эта кульминаци­онная сцена подготавливает развязку комедии. Комические герои посрамле­ны. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав на крестьян, ее име­ние взято в опеку.

    Таким образом, сватовство Скотинина, получение Письма Стародума, решение женить на Софье Митрофана, попытка по­хищения Софьи, намерение Простаковой расправиться с дворовыми, «перебрать» их «по одиночке» и допытаться, «кто из рук ее выпустил», наконец, объявление Правдиным указа о взятии дома и дере­вень Простаковой в опеку — узловые сце­ны сюжетной линии комедии. Материал с сайта //iEssay.ru

    Литературовед Г. В. Моквичева видит в комедии две развязки. Одна касалась вза­имоотношений Митрофана, Скотинина, Милона — Софьи, судьба которых опреде­лялась Стародумом и Простаковой; вто­рая относилась к судьбе Простаковой как злонравной помещицы и матери. В собы­тиях этой развязки раскрывались общест­венные и нравственные идеалы автора, определялась идейная и нравственная на­правленность комедии в целом.

  42. В чем вы видите конфликт комедии «Недо­росль»?
  43. Основной конфликт комедии заключен в противостоянии просветительски на­строенного дворянства и жестоких поме­щиков-крепостников по проблемам отно­шения к крестьянам, государственной службе, воспитанию и образованию граж­данина отечества.

  44. Как вы думаете, есть ли в комедии резонер (герой, выражающий мысли автора)? Если да, то кто выступает в этой роли?
  45. Стародум и Правдин отражают позиции Фонвизина по названным проблемам. Вместе с тем они выполняют и определен­ные сюжетные функции.

  46. Какие сцены и лица не имеют прямого отно­шения к развитию сюжета, но связаны с проблема­тикой комедии? Какова их роль?
  47. Комические сцены: примерка Митрофа­ном нового платья и обсуждение Тришки­ной работы, уроки Митрофана, ссора сест­ры с братом, ссора учителей, комический диалог во время экзамена. Все они созда­ют представление о бытовой, повседнев­ной жизни некультурной помещичьей семьи, уровне ее запросов, внутрисемей­ных отношений. Они убеждают зрителя в правдоподобии и жизненности происходя­щего на сцене.

    Диалоги положительных героев о про­свещенном монархе, о достоинстве дворя­нина, браке и семье, о воспитании моло­дых дворян, о том, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно», представляют собой изложение положительной про­граммы Фонвизина.

  48. Выпишите из текста комедии пословицы, по­говорки и афоризмы, раскройте их роль в характе­ристике персонажей комедии, а также взглядов драматурга. Каковы способы включения метких вы­ражений в речь персонажей?
  49. Век живи — век учись (Не век тебе учиться) (Простакова).

    Придет час воли Божьей (Час моей воли пришел) (Простакова, Митрофан).

    Нашел деньги, ни с кем не делись (Про­стакова).

    Не хочу учиться — хочу жениться (Митрофан).

    Ни за что, ни про что (Митрофан).

    Повинную голову меч не сечет (Проста­кова, оправдываясь перед Стародумом).

    По пяти рублей на год, да по пяти поще­чин на день (Еремеевна).

    У нас российская пословица: «Собака лает, а ветер носит» (Цифиркин).

    Себе на уме (Простакова).

    Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков (из Псалтыри; Кутейкин).

    Здесь выписана часть пословиц, погово­рок и афоризмов, которые п

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Фонвизин Денис Иванович -