Поэзия А. А. Фета
Основными особенностями поэзии А.А. Фета являются его обращение исключительно к миру чувств и «летучих» настроений, бессюжетность стиха и пристрастие к жанру лирической миниатюры. Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна вмешиваться в дела «бедного мира». В его стихах почти нет места проблемам политическим, общественным, гражданским. Фет очертил круг своей поэзии тремя темами: любовь, природа, искусство.
Любовная лирика Фета светла, солнечна. Она богата оттенками чувства, всегда наполнена ощущением счастья. Любовь для поэта — прибежище «от вечного плеска и шума жизни». Его отношение к женщине трепетное, нежное («На заре ты ее не буди…», «В златом сиянии лампады полусонной…»). В любовном чувстве Фета есть какая-то надежность и умиротворенность, совершенное отсутствие роковых страстей и поединков, как это было у Тютчева. Любовь в поэзии Фета всегда побеждает холод души. Два любящих человека понимают друг друга, и это взаимопонимание рождает «пленительный сон» и «мед благовонный» любви («Сонет», «Серенада», «Сияла ночь, луной был полон сад…»).
Фет — «природы тайный соглядатай». Он замечает и цвет, и звук, разлитые в природе, малейшие подробности ее состояния. В стихотворении «Печальная береза» поэт наблюдает из своего окна обнаженную, замерзшую на морозе березу, которая становится для него воплощением красоты северного края. Фет часто изображает в своих миниатюрах русскую зиму с ее сугробами, снежной вьюгой в поле, «огонечками мороза» при луне. Зима олицетворяет необыкновенную, характерную только для России красоту (цикл «Снега»).
Необычно по художественному приему стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье…». Здесь полностью отсутствуют глаголы и тем не менее динамика жизни передана необычайно точно и остро. Параллельно развиваются два потока событий: в природе — смена ночи утром, между людьми — объяснение в любви. Назывными предложениями передается смена наполненных действием мгновений. Жизнь как бы пульсирует, полная событий, ночь предвещает радость и счастье дня. В поэзии Фета природа беспредельна, но вместе с тем она ограничена сферой видимого поэтом мира («Фантазия»).
Искусство — третья тема поэзии Фета. Поэт часто обращается к искусству Древней Греции и Рима, видя в творениях античности величайшую гармонию. В стихотворении «Диана», навеянном тициановской картиной, Фет любуется телесной красотой и гармоничностью богини. Поскольку Диана — богиня природы, она естественно включается в эту природу: отражается в воде, как бы выходя из нее. Фета привлекала пластика античных статуй как выражение божественного вдохновения художника. В стихотворении «Кусок мрамора» поэт, видя мраморную глыбу, рассуждает о том, что из нее может выйти под умелой рукой скульптора. Материал с сайта //iEssay.ru
Фет хотел сблизить людей через искусство. Слов казалось ему мало, он искал новые возможности для духовного общения. Таким средством взаимопонимания людей может быть музыка. Тема музыки входит в поэзию в стихах цикла «Мелодия»:
Исполнена тайны жестокойДуша замирающих скрипок.Те звуки понятны мне вдвое:Наполнили силой чудеснойОни мне все сердцу родное.Непосредственно поэзии посвящено стихотворение «Муза». В последние годы жизни Фет создает цикл стихов о любви «Вечерние огни», в которых отрицает власть времени над человеком, конечность жизни.
Общим для всей поэзии Фета было стремление уйти от вопросов гражданского, общественного звучания в мир чистых чувств.