Человек и природа в лирике А. А. Фета (План-сочинение)
Своеобразие лирики А. А. Фета. Поэт развивает романтическую традицию, в рамках которой возвышает эстетический идеал, а его любимыми темами становится изображение любви, дружбы, природы. Лирика А. А. Фета глубоко интуитивна, она не стремится к рассудочности, поэта влечет мир переживаний и ощущений. Это стремление к чувственным и эмоциональным проникновениям в тайны бытия не может быть длительным процессом. Лишь мгновение прозрения, вспышка дана человеку, чем и объясняется небольшой объем произведений поэта. Всем стихотворениям А. А. Фета свойственна особая музыкальность.
Образ природы в поэзии А. А. Фета. Лирика А. А. Фета представляет одухотворенный образ природы. Это живое существо, со своим неповторимым миром. Оно наделено собственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может приобщиться к этой жизни. В природе сокрыта тайна знания, и человек, если только будет внимательным и чутким, сможет приоткрыть истину:
Учись у них — у дуба, у березы.Кругом зима. Жестокая пора!Напрасные на них застыли слезы,И треснула, сжимаяся, кора.«Учись у них — у дуба, у березы…» (1883)Поэт наполняет стихотворение постоянными обращениями к читателю, облекая их в повелительную форму. Такой дидактизм, по мнению автора, должен активизировать восприятие читателя.
Поэта привлекают еле уловимые состояния природы, когда сложно определить размытые границы сущего, день еще не ушел, ночь еще не наступила:
На пригорке то сыро, то жарко,Вздохи дня есть в дыханье ночном, —Но зарница уж теплится яркоГолубым и зеленым огнем.«Вечер» (1855)Средства художественной выразительности в стихотворениях А. А. Фета о природе. Поразительная острота чувства движения в мире природы передается поэтом разными художественными средствами. Наиболее показательным можно считать стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (1850). Отсутствие глаголов в тексте поэтического произведения не приводит, как можно было бы предположить, к изображению статичного состояния пейзажа. Динамика ночной жизни мира природы и переживания влюбленных и составляет основу стихотворения. Движение ночного мира природы создается постоянной сменой представляемых событий:
Шепот, робкое дыханье.Трели соловья,Серебро и колыханьеСонного ручья.Действие развивается одновременно в отношениях людей и в природе. Автор использует прием параллелизма, на котором и строится все стихотворение. Именно параллелизм в представлении человека и природы позволяют поэту раскрыть полутона внутреннего мира влюбленного. Два начала проникают друг в друга, дополняют, смешиваются. В стихотворении черты природы переходят на человека, а изображаемая картина природы получает психологическую трактовку. Очень осторожно, размытыми штрихами поэт устанавливает внутреннее родство между гармоничным миром природы и человеком.
Свет ночной, ночные тени,Тени без конца,Ряд волшебных измененийМилого лица.Поэт как бы фиксирует мгновения, а недосказанность позволяет читательской фантазии восполнить пропущенные автором части картины. Материал с сайта //iEssay.ru
В дымных тучках пурпур розы,Отблеск янтаря,И лобзания, и слезы,И заря, заря!..Внутренняя динамика изображаемого создается не только сменой картин, но и течением времени, которое А. А. Фет вводит в повествование через изменения теней, света и появлением в конце повествования лучей солнца, предвосхищающих утро. Эмоциональный всплеск в финальной строке стихотворения окончательно соединяет мир природы и человека, т. к. заря воспринимается как начало жизни всего сущего и начало чувства. Летняя ночь, наполненная лирическими событиями, предстает как прелюдия счастья и гармонии.
Мир природы становится в поэзии А. А. Фета объектом познания: «Там, где обыкновенный глаз не подозревает красоты, художник видит ее, отвлекает от всех остальных качеств предметов, кладет на нее чисто человеческое клеймо и выставляет на всеобщее уразумение». Поэт выходит за границы предметного значения слова, лишает ясности «бесподобно-певучие строчки» (Н. Страхов) и через запахи, звуки, краски постигает тайну бытия, создавая у читателя иллюзию подлинности происходящего.