Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892) - одна из вершин русской лирики. Он тончайший поэт-лирик, смелый до дерзости в поэтических пор
Тема: Мадонна

О стихотворении «Мадонна» А. Фета

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892) — одна из вер­шин русской лирики. Он тончайший поэт-лирик, смелый до дерзости в поэтических порывах и озарениях, поэт, радостно воспевший красоту при­роды и человеческих чувств, красоту мира.

Стихотворение «Мадонна» было написано им в 1824 году. Но, несмотря на то, что это один из его ранних стихов, первые же строчки поражают глубиной и мудростью:

Я не ропщу на трудный путь земной,
Я буйного не слушаю невежды...

Непонятно, кто герой Фета, молодой человек или почтенный старец, но это и неважно. Главное — это сила и тайна человеческого духа. Герой Фета принимает жизнь как должное, все ее радости и беды. Изменение его жизненной позиции произошло под воздействием красоты, кротости неж­ного лика юной матери:

Моим ушам понятен звук иной,
И сердцу голос слышится надежды
С тех пор, как Санцио передо мной
Изобразил склоняющую вежды...

Характерное состояние героя Фета — это состояние эстетической во­сторженности. Но кто не восторгался, не уносился в мир фантазии, глядя на прекрасные лица с полотен Великих мастеров. Сначала герой Фета охва­чен потоком чувств, которые полностью захватили его. Вглядываясь в лица, перед ним открывались:

И этот лик, и этот взор святой,
Смиренные и легкие одежды...

А. Фет написал это стихотворение, находясь под впечатлением от карти­ны Рафаэля «Сикстинская мадонна»: «... подняв глаза, я уже ни на минуту не мог оторвать их от небесного видения». (Фет А. «Из-за границы». Путевые впечатления, «Современник»). Картина изображает как бы мимолетное сверхъестественное видение. Это витание Мадонны в безграничном простран­стве. Второй решающий момент «Сикстинской мадонны» — в духовной кон­цепции Богоматери и младенца. Главное — Младенец на ее руках. Материал с сайта //iEssay.ru

И это лоно матери, и в нем
Младенец с ясным, радостным челом,
С улыбкою к Марии наклоненный...

Любой человек под влиянием кисти великого Рафаэля задумался бы над образом Мадонны с младенцем. И в душе героя Фета как бы произошел переворот. Не случайно он, расставаясь с полотном, восклицает:

О, как душа стихает вся до дна!
Как много со святого полотна
Ты шлешь, мой бог, с пречистою Мадонной!

«Для Фета во всяком художественном произведении чувство должно преобладать над разумом. Точнее сказать, чувство в искусстве — это и есть его разум». (Е. А. Маймин)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Фет Афанасий Афанасьевич -