Тема родины в поэзии С. Есенина (Первый вариант)
«Я люблю родину.
Я очень люблю родину!»
С. Есенин. «Исповедь хулигана»
Певцом России, поэтом, у которого «в сердце светит Русь», был Есенин. «Моя лирика, — говорил он, — жива одной большой любовью — любовью к родине». Это признание поэта, сохранённое в воспоминаниях одного из его современников, подтверждает, что тема родины занимает в его поэзии центральное место. Слово «родина» Есенин мог бы писать с одинаковым правом и с прописной, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это было не только село Константиново — это была вся Русь.
Лучшие и задушевные песни пропел Есенин России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах «русский дух», в них «Русью пахнет». Интересны в этой связи воспоминания Качалова, никогда не расстававшегося за границей со сборником стихов Есенина. Известный актёр говорил, что у него всегда было полное ощущение, что в его американском чемодане будто бы хранится горсточка русской земли. Так явственно, сладко и горько пахло от есенинских стихов родной землей.
Образ родины появляется у Есенина уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Мы видим, как «роса блестит на крапиве», как «сыплет черёмуха снегом», как «отражаясь, берёзы ломались в пруду», как «ели, словно копья, упёрлися в небо». Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озёр и рек, плакучие ивы, зеленокосые красавицы берёзки, «топи да болота», «алый свет зари» — во всём этом Есенин видел красоту. Бесконечно дорога была ему берёзовая Русь.
Поэтичная картина родимой стороны создана и в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная...» Поэту приятно слышать звонкий, как серёжки, девичий смех, видеть весёлый пляс на лугах, радостно ощущать, как «пахнет яблоком и хлебом». Родина вызывает у поэта необычайную по силе любовь. И потому естественно вплетается в общий тон стихотворения его афористическая концовка:
«Если крикнет рать святая:«Кинь ты Русь, живи в раю!»Я скажу: «Не надо рая,Дайте родину мою».Приняв Октябрьскую революцию, Есенин не до конца понял, «куда несёт нас рок событий». Ему тяжело было сознавать, «что живых коней победила стальная конница» («Сорокоуст»), Мучительно переживает поэт свою раздвоенность, хотя это не означает, что есенинское отношение к родине изменилось. В стихотворении «Русь советская» Есенин решительно заявляет:
«Я буду воспеватьВсем существом в поэтеШестую часть землиС названьем кратким «Русь».В стихах Есенина, написанных в 1924—1925 гг., мы видим, что теперь волнует поэта. Он видит нищету «полевой России», «усохшие вербы», «бедность полей», слышит «тележную песню колёс». И всё это вызывает у него тоску и боль за нищету родины, страстное желание увидеть «мощь родной стороны» — и одновременно неуверенность в своей судьбе.
«Я не знаю, что будет со мною...Может, в новую жизнь не вернусь.Но и всё же хочу я стальноюВидеть бедную, нищую Русь».Именно в наше время может быть верно понята позиция поэта: утверждение ценности природных и народных основ жизни, тревога за их судьбу в эпоху революционных преобразований, понимание неизбежности прогресса. Материал с сайта //iEssay.ru
Есенин часто покидал пределы России, но в самых отдалённых краях из его памяти не исчезают «картины рязанских раздолий». И не случайно в «Персидских мотивах» образ русской равнины внезапно заслоняет сады и стены Хороссана. В неожиданных приметах находит Есенин подтверждение своей неразрывной связи с родиной. «Эти волосы взял я у ржи», — обращается поэт к Шаганэ. Разлука с родиной ещё более усиливает его любовь к ней:
«Никакая родина другаяНе вольёт мне в грудь мою теплынь».Родина — это самое дорогое для Есенина, и ей он «плёл венок» из песен, поверял сокровенные мечты и думы. С родиной связана самая лучшая метафора Есенина — «страна берёзового ситца», а самый нежный образ в стихах — образ прекрасной девушки-берёзки.
Сила есенинской лирики в том, что она предельно искренна, стихи как будто написаны кровью сердца. И эта открытость всегда находит отклик в душе читателя.