Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. С. Есенин Русь крестьянская, деревенская всегда была близка сердцу замечательного русского поэта
Тема: Общие темы

Деревня и город [«живое» и «железное»] в поэзии С. Есенина

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

С. Есенин

Русь крестьянская, деревенская всегда была близка сердцу замечательного русского поэта С. Есенина, который провел свое детство в деревне, у деда — среди просторов полей и лугов и нехитрого крестьянского быта. Там же проснулся и его литературный талант, напоенный свеже­стью цветущих садов и красками закатов, парным коровь­им молоком и вечерним собачьим лаем.

О край разливов грозных,
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.

Стихи Есенина близки по духу к народной поэзии: они напевны и мелодичны, задушевны и образны, и это придает им какую-то особую интимность, неповторимость. Есенин всегда был сыном своей родины и своего народа, несмотря на то, что судьба носила его по разным городам, бывал он и за границей. Но чаще всего в отрыве от родных просторов, от природы, деревни, которую он счи­тал источником «живой» жизни, поэт ощущал тоску и душевный дискомфорт.

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

И все же, хоть Есенин и считал себя «крестьянским сыном», он был не крестьянином, а поэтом, которого манит бурная, полноводная жизнь, все новое. Поэтому, попав в город, Есенин и остался там, хотя довольно часто чувство­вал себя неуютно среди серых коробок домов, шумных улиц, погруженных в себя и равнодушных ко всему остальному людей.

Храня завет родных поверий —
Питать к греху стыдливый страх,
Бродил я в каменной пещере,
Как искушаемый монах.
Как муравьи кишели люди
Из щелей выдолбленных глыб,
И схилясь, двигались их груди,
Что чешуя скорузлых рыб.

С надеждой и затаенной радостью ожидал С. Есенин прихода революции. Он верил, что переворот принесет пе­ремены не только для города, но и для деревни — даст ей новые возможности, облегчит тяжелую крестьянскую жизнь.

Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

Однако мечтам поэта не суждено было сбыться. Ре­волюция принесла деревне еще большую нищету, несча­стья, горе. Город пошел в наступление на патриархаль­ную провинцию, и Есенин с болью в сердце ощутил себя «последним поэтом деревни», которая умирает. Тоской и печалью полны стихотворения поэта, посвященные ухо­дящей Руси.

Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.

Есенину кажется, что серый бетонный город с его индустрией способен разрушить «живую» красоту, убить жизнь, насаждая железное, искусственное, мертвое. В стихах Есенина город страшен и одушевлен, он похож на огромного жадного спрута, которого невозможно накор­мить. «Алый цвет зари» вытесняется багровым огнем доменных печей, «молочный дым села» — черным смо­гом фабричных труб, храп лошадей и стук копыт — грохотом железной дороги.

Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунный поезд?

 

А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?

  Материал с сайта //iEssay.ru

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Поездки за границу изменили мнение Есенина о про­грессе, индустрии, цивилизации. Ему стало больно за свою деревенскую, «избяную», нищую и убогую Русь, которая, не­сомненно, хранила крепкую связь с прошлым, но у которой не могло быть достойного будущего .

Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил.
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.

Примирился ли Есенин с городом? Наверное, не до кон­ца, поскольку никогда не был он ни певцом «машинной цивилизации», ни урбанистом. Поэт сумел увидеть буду­щую мощь «родной стороны» «через каменное и стальное», но сомневался, будет ли ему место в этом жестоком искус­ственном мире.

Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Глубокий психологизм лирики С. Есенина Есенин Сергей Александрович За что я люблю стихи С. Есенина