Деревня и город [«живое» и «железное»] в поэзии С. Есенина
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
С. Есенин
Русь крестьянская, деревенская всегда была близка сердцу замечательного русского поэта С. Есенина, который провел свое детство в деревне, у деда — среди просторов полей и лугов и нехитрого крестьянского быта. Там же проснулся и его литературный талант, напоенный свежестью цветущих садов и красками закатов, парным коровьим молоком и вечерним собачьим лаем.
О край разливов грозных,И тихих вешних сил,Здесь по заре и звездамЯ школу проходил.Стихи Есенина близки по духу к народной поэзии: они напевны и мелодичны, задушевны и образны, и это придает им какую-то особую интимность, неповторимость. Есенин всегда был сыном своей родины и своего народа, несмотря на то, что судьба носила его по разным городам, бывал он и за границей. Но чаще всего в отрыве от родных просторов, от природы, деревни, которую он считал источником «живой» жизни, поэт ощущал тоску и душевный дискомфорт.
Спит ковыль. Равнина дорогая,И свинцовой свежести полынь.Никакая родина другаяНе вольет мне в грудь мою теплынь.И все же, хоть Есенин и считал себя «крестьянским сыном», он был не крестьянином, а поэтом, которого манит бурная, полноводная жизнь, все новое. Поэтому, попав в город, Есенин и остался там, хотя довольно часто чувствовал себя неуютно среди серых коробок домов, шумных улиц, погруженных в себя и равнодушных ко всему остальному людей.
Храня завет родных поверий —Питать к греху стыдливый страх,Бродил я в каменной пещере,Как искушаемый монах.Как муравьи кишели людиИз щелей выдолбленных глыб,И схилясь, двигались их груди,Что чешуя скорузлых рыб.С надеждой и затаенной радостью ожидал С. Есенин прихода революции. Он верил, что переворот принесет перемены не только для города, но и для деревни — даст ей новые возможности, облегчит тяжелую крестьянскую жизнь.
Приемлю все.Как есть все принимаю.Готов идти по выбитым следам.Отдам всю душу октябрю и маю,Но только лиры милой не отдам.Однако мечтам поэта не суждено было сбыться. Революция принесла деревне еще большую нищету, несчастья, горе. Город пошел в наступление на патриархальную провинцию, и Есенин с болью в сердце ощутил себя «последним поэтом деревни», которая умирает. Тоской и печалью полны стихотворения поэта, посвященные уходящей Руси.
Мир таинственный, мир мой древний,Ты, как ветер, затих и присел.Вот сдавили за шею деревнюКаменные руки шоссе.Есенину кажется, что серый бетонный город с его индустрией способен разрушить «живую» красоту, убить жизнь, насаждая железное, искусственное, мертвое. В стихах Есенина город страшен и одушевлен, он похож на огромного жадного спрута, которого невозможно накормить. «Алый цвет зари» вытесняется багровым огнем доменных печей, «молочный дым села» — черным смогом фабричных труб, храп лошадей и стук копыт — грохотом железной дороги.
Видели ли вы,Как бежит по степям,В туманах озерных кроясь,Железной ноздрей храпя,На лапах чугунный поезд?А за нимПо большой траве,Как на празднике отчаянных гонок,Тонкие ноги закидывая к голове,Скачет красногривый жеребенок?
Материал с сайта //iEssay.ru
Поездки за границу изменили мнение Есенина о прогрессе, индустрии, цивилизации. Ему стало больно за свою деревенскую, «избяную», нищую и убогую Русь, которая, несомненно, хранила крепкую связь с прошлым, но у которой не могло быть достойного будущего .
Равнодушен я стал к лачугам,И очажный огонь мне не мил.Даже яблонь весеннюю вьюгуЯ за бедность полей разлюбил.Примирился ли Есенин с городом? Наверное, не до конца, поскольку никогда не был он ни певцом «машинной цивилизации», ни урбанистом. Поэт сумел увидеть будущую мощь «родной стороны» «через каменное и стальное», но сомневался, будет ли ему место в этом жестоком искусственном мире.
Я не знаю, что будет со мною...Может, в новую жизнь не гожусь,Но все же хочу я стальноюВидеть бедную, нищую Русь.