Вопросы и ответы к роману А. Дюмы «Три мушкетера»
- Согласны ли вы с тем, что роман считается авантюрно-историческим?
- Как вы объясняете название романа? Как известно, друзей, приключения которых в нем описаны, было четверо, а не трое.
- Есть ли в романе герой, которого можно считать главным действующим лицом произведения? Кто он? Докажите, что именно он в центре событий романа.
- Какие события представляются вам наиболее яркими, организующими сюжет произведения? Есть ли среди них подлинные исторические события? Какие?
- Каков кодекс чести героев романа? Насколько он кажется вам применимым в наше время?
- Какие качества и поступки абсолютно неприемлемы для героев романа? Насколько они неприемлемы для вас?
- Связаны ли подвиги героев романа со служением даме или у этих подвигов нет вдохновительницы?
- Как вы представляете характер и облик миледи? Это романтическая фигура, или в том, как она описана, вы видите черты реального характера?
- Дает ли авантюрно-исторический роман представление об изображенной эпохе? Как бы вы охарактеризовали его роль в формировании вашего представления об историческом времени?
- Какой век изображен в романе? Какие приметы времени вы можете выделить в романе?
- Какую роль играет пейзаж в романе?
- Какие интерьеры вам особенно запомнились?
- Чем привлек вас как читателей этот роман: увлекательным приключенческим сюжетом, характерами и поступками его героев, мастерством повествования, близостью позиций автора к вашим взглядам на жизнь?
- Попробуйте охарактеризовать особенности мастерства автора.
- Какие мысли и чувства возникают при чтении этого романа?
- Чем можно объяснить появление бесконечного количества инсценировок и киновариантов сюжета романа?
- Попробуйте инсценировать с одноклассниками любой эпизод романа.
Александр Дюма — отец не стремился в своих произведениях к документальности. Его романы считаются авантюрно-историческими. Авантюрными прежде всего потому, что их сюжеты строятся на увлекательной интриге, которая придумана автором. Историческими потому, что в них участвуют реально существовавшие люди, и воспроизведены многие происходившие в действительности события. Но есть и еще одна причина для такого названия — свобода автора при использовании самых различных событий для характеристики героев своего повествования. Именно поэтому читатель всегда знает, что, читая авантюрно-исторический роман, он знакомится с остроумной выдумкой, которая только отчасти верна исторической правде. Роман «Три мушкетера» можно точно отнести к первой половине XVII века, в нем описываются события, происходившие при жизни кардинала Ришелье и герцога Букингемского.
Проследим за судьбами четырех друзей. Трое из них в самом начале романа уже были мушкетерами. Д’Артаньян не сразу добился этой чести. Три мушкетера с Д’Артаньяном — неразделимый союз, в котором самой активной силой был именно Д’Артаньян.
Ни у кого не вызывает сомнения, что главное действующее лицо романа — Д’Артаньян. Его действия лежат в основе всех самых ярких событий романа, которые начинаются с грозной стычки будущих друзей. Затем четырех героев свяжут захватывающие приключения, в которых зачинщиком и героем станет Д’Артаньян. Он первым вступает в бой, и он же завершает сражения.
О конкретных событиях говорят все батальные эпизоды романа. Но особенно запоминается история с подвесками — драгоценностью, которая оказалась в Англии в руках влюбленного во французскую королеву герцога Букингемского. Все многочисленные события напряженного сюжета происходят в первой половине XVII века. При этом отважным мушкетерам удается предотвратить ряд военных конфликтов, которые порождены политикой кардинала Ришелье и герцога Букингемского.
Кодекс чести, который исповедуют мушкетеры, всем известен. Не они его изобрели, но они его свято воплощали в своей жизни, чем привлекли многочисленных читателей многих поколений. Некоторые фразы этого кодекса звучат афоризмами: «Один за всех — все за одного» и др. Мушкетеры защищают слабых, они карают подлость, благородны по отношению к женщине, верны слову. Общий кодекс чести благородного человека вполне может быть составлен по делам каждого из четырех героев романа.
Кодекс чести предполагает благородство поступков. Соблюдая его, нельзя совершить никакого неблаговидного поступка, а не только подлости. Предательство, обман, лицемерие, донос — все это исключается самим фактом существования кодекса чести. И конечно, они должны быть неприемлемы для каждого из нас.
Высокое благородство по отношению к женщине свойственно мушкетерам, они служат даме, помогая, например, королеве, мадам Бонасье. Но эти благородные поступки более связаны с их кодексом чести, чем только с поклонением конкретной даме.
Миледи предстает перед читателем романтической злодейкой, в характере которой нет ни одной светлой черты. Хотя те качества, которые ей присущи, бывают у реальных людей, но сочетание их у миледи пугает концентрацией злобы и беспощадности, полным отсутствием добрых побуждений.
Несомненная польза авантюрно-исторического романа в том, что он не только знакомит с эпохой, но и увлекает ее сюжетом. События и герои, с которыми нас знакомит такой роман, обычно эмоционально воспринимаются читателями, и в этом их положительная роль бесспорна. Отдавая должное жизнерадостному таланту А. Дюма, отметим его неистощимую выдумку, юмор и блеск диалогов. Мы должны учесть, что умело описывая придворную жизнь эпохи и военные действия, он не очень заботится об исторической достоверности событий. Многое изображается упрощенно, часто объясняется случайными причинами: интригами придворных, счастливым стечением обстоятельств.
В романе изображена первая половина XVII века. Роман насыщен самыми разнообразными приметами эпохи. Мы не только узнаем о событиях конкретного времени, но и об архитектуре той поры, о моде, которая царила при дворе, о манере общения и даже правилах организации поединков. Автор мог бы и ошибаться в воспроизведении реалий времени, но они будут жить в нашей памяти, поскольку изображены писателем очень ярко и убедительно.
В романе «Три мушкетера», как и в прочих историко-авантюрных романах А. Дюма, роль пейзажа невелика. Он часто выглядит как декорация эпохи, как подтверждение достоверности изображаемых событий. Чаще всего это не картины живой природы, а общие очертания места действия. Иногда описание конкретного места включает в себя и рассказ о его изменении в ходе времени. Так, описывая руины замка, автор вспоминает о поре его расцвета.
Среди интерьеров детальнее всего воспроизведены жилые покои властителей. Их помпезность и их житейское (по меркам нашего времени) неудобство. Дюма умеет и любит рисовать словом не только портреты героев, но и тот предметный мир, который их окружает. Читатель наблюдает за жизнью героев в привычной для него обстановке. Стоит отметить разнообразие интерьеров, которые воссоздает писатель: это может быть и будуар королевы, и скромная обстановка дома мадам Бонасье, и покои кардинала Ришелье.
Чаще всего запоминаются те интерьеры, в которых происходили самые драматические события, а детали их описаний помогают представить важные для развития сюжета сцены.
Чтение романа увлекает. И, завершив это чтение, можно попробовать определить, что же лежит в основе нашего читательского интереса. Размышляя над этим, мы обычно называем увлекательность сюжета, яркость характеров героев, удивительное мастерство повествования, которое с яркостью рисует действия героев, а также четкость выражения позиции автора, с которым любому читателю хочется или согласиться, или спорить, настолько она отчетливо выражена на страницах романа.
А. Дюма в своих авантюрно-исторических романах активно использует весь набор авторских приемов, которые могут притягивать читателя. Он обращается к тому, что интересует каждого читателя — к прошлому. На таком интересном фоне развертываются увлекательные сюжеты, развитие которых удерживает внимание читателя, вызывает его соучастие и сопереживание. При этом нужно отметить мастерство изображения характеров, умелое использование всех деталей обстановки, которые способствуют активному включению читателя в ход событий. Если мы попробуем охарактеризовать мастерство автора, то отметим, что перед нами мастер создания сюжета, обрисовки человеческих характеров, создания сложной и единой картины воспроизведения действительности в рамках художественного произведения. Материал с сайта //iEssay.ru
Чтение романа часто воспринимается как развлечение, как отдых, при котором жизнь вокруг начинает восприниматься радостно и оптимистично, хотя обстоятельства сюжета казалось бы этого не предполагают. Однако часто при чтении возникают вопросы, которые в состоянии решить уже не автор, а сам читатель. И эти вопросы и побуждения к действию часто реализуются в поступках, совсем не связанных с героями и сюжетом романа, а всего лишь подсказанных его содержанием. Так, часто возникают коллективные «Дневники мушкетеров», даются клятвы, основанные на кодексе чести мушкетеров, которые во многом предопределяют дальнейшее поведение учеников-читателей. Практически каждый читатель может оценить меру и степень воздействия книги на его духовный мир и дальнейшее поведение после того, как прочитана книга.
Увлекательность сюжета и яркость характеров героев привлекает читателей. Особенности художественного текста, а также его популярность вызывают желание использовать его для создания произведений других жанров. Можно попробовать назвать те жанры, в которых воплощались «Три мушкетера», — это кинофильмы, спектакли, пародийные романы, мюзиклы, мультипликационные фильмы и т. д. Не всем им сопутствовала удача, но всегда сначала читатель и зритель с интересом всматривались в новые попытки использовать любимые сюжеты и героев.
Любой диалог может превратиться в небольшую сценку, которая будет показывать какое-то качество героя, например его изобретательность или быстроту реакции. В то же время яркость конкретного диалога может рассматриваться как использование художественных приемов Дюма-драматурга на страницах прозаического произведения. Роман «Три мушкетера» включен в школьную программу на правах внеклассного чтения и обращение к добровольной творческой работе по созданию инсценировки поможет всем восьмиклассникам включиться в процесс обсуждения и художественного произведения с его особенностями, и тех проблем, которые особенно важны в данный момент в этом конкретном классе.