Художественные особенности романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
Вся художественная система романа направлена на максимальное раскрытие идей, заложенных в нем, и строится на основе принципов полифонии. В соответствии с этим контраст пронизывает все сферы романа: это касается и системы персонажей, и связанных с ними идей, и портретной характеристики, и обрисовки обстановки действия. Можно сказать, что контрасты пронизывают и внешний, и внутренний мир героев. Соответственно меняется способ психологического анализа: он направлен на то, чтобы раскрыть борьбу противоборствующих сил сознания и подсознания героев. Для этого Достоевский использует разнообразные приемы открытого и скрытого психологизма. Основные приемы прямого выражения внутреннего мира героев (открытый психологизм) — это их высказывания в форме диалога, монолога, внутреннего монолога, исповеди, а также сны. К приемам скрытого психологизма, основанного на опосредованном выражении внутреннего мира литературных героев, относятся психологический портрет, психологический пейзаж, несобственно-прямая речь и другие средства, позволяющие через внешние проявления увидеть внутреннее состояние героев.
Насколько широко используются эти приемы видно уже по тому, какую большую идейно-смысловую нагрузку имеют сны, причем речь идет не только о снах Раскольникова. Так, сон Свидригайлова дает возможность не только заглянуть в его душу, но и служит важным поворотным моментом в развитии сюжета: именно этот сон окончательно определяет решение Свидригайлова пойти на самоубийство. Все сны Раскольникова, помимо средства психологической характеристики, имеют важное композиционное значение, поскольку отмечают моменты завершения определенного этапа идейных исканий.
Со снами связана и особая символика (образ «клячи заезженной», топора, символика оживания мертвеца и осмеяния преступника и т.д.). Символичны в романе также цвета (желтый цвет превалирует в описаниях, создавая тревожную, напряженную атмосферу), детали (драдедамовая шаль Катерины Ивановны), отдельные слова («проба», «тупик», «духота»), даже имена (Катерина — чистая, Софья — мудрая). Многозначно имя главного героя — Родион Романович Раскольников. Здесь и раскол внутри героя, раздвоенность его натуры и сознания, но есть и определенная смысловая соотнесенность со словом «раскольник» — человек, очень строго придерживающийся своей веры.
Символичны и несут психологическую нагрузку предметнобытовые детали и городской пейзаж. Петербург в романе — это особое духовное пространство и действующее лицо. Невыносимая духота становится «атмосферой преступления»; темнота, грязь и слякоть развивают отвращение к жизни и презрение к себе и к окружающим; сырость и изобилие воды во всех видах (например, страшная гроза и наводнение в ночь самоубийства Свидригайлова) рождают ощущение текучести, недолговечности и относительности всех явлений действительности. Каморка Раскольникова, где он вынашивает свою теорию, напоминает «сундук», «шкаф» или «гроб» и становится символом мертвенности среды обитания героя, предопределяющей убийственность и бесчеловечность обдумываемой им теории. Такой символический смысл имеют дворы-колодцы, бесконечные грязные, темные лестницы, коридоры. Все вместе это создает образ фантастического города, наделенного мрачной мистической силой, угнетающей личность и лишающей ее ощущения прочности, жизнестойкости.
Понятно, почему в таком пространстве так много помешательств рассудка. Мотив безумия также является для Достоевского одним из важнейших художественных средств. Непосредственно он связан с Раскольниковым, Катериной Ивановной, Свидригайловым, но и все другие герои романа, находясь в искаженном пространстве, в какой-то мере теряют способность трезво мыслить. Кроме того, для писателя, считающего, что подлинная суть человека заключается в подсознании, важно использовать все средства, отодвигающие сознание — в том числе и безумие или временное помешательство.
Той же цели служит и прием нагнетания психологической, эмоциональной напряженности, которая приводит к взрыву — ссоре, скандалу, драке (сцена поминок Мармеладова). Но еще большую роль играет психологически напряженный диалог-спор, который провоцирует героев на высказывание своих сокровенных мыслей и чувств (Раскольников — Порфирий Петрович, Раскольников — Соня, Раскольников — Свидригайлов). Такого рода диалоги имеют характер психологического поединка.
Психологическая мотивация поступков героев обнаруживается также в их исповедях (исповедь Мармеладова перед Раскольниковым, Раскольникова перед Соней) и внутренних монологах, которые часто тоже имеют характер диалога-спора с самим собой. Материал с сайта //iEssay.ru
Задаче психологического анализа подчинена и портретная характеристика героев. Писатель использует принцип двойного портретирования. Главные герои описываются дважды, поскольку один портрет не может охватить резко полярные стороны их натуры. Так первый портрет Раскольникова рисует достаточно привлекательного молодого человека («он был замечательно хорош собою») — таким он должен быть от природы; второй же портрет подчеркивает мучительное состояние, в котором находится герой («снаружи он походил как бы на раненого человека»). Первый портрет Сони, когда она прямо с улицы прибегает к постели умирающего отца в кричащем наряде уличной женщины, контрастирует ее внутреннему состоянию и сути натуры. А второй портрет, когда она приходит к Раскольникову пригласить его на поминки, больше соответствует ее истинной сущности: она в простом, скромном платье выглядит почти девочкой — худенькой, бледной, растерянной. Особую роль в портретной характеристике играют глаза. «Прекрасные темные глаза» Раскольникова сменяются «воспаленным взглядом», который выражает страх и смятение в душе после совершенного убийства. Голубые глаза Сони «неподвижны от ужаса» в первом портрете и «потеряны», как у испуганного ребенка, во втором.
В целом можно сказать, что в творчестве Достоевского реализм заостряется настолько, что вплотную подходит к грани, размыкающей мир художественного произведения в реальный мир, не утрачивая при этом высочайшего художественного мастерства. Сам писатель гордился своим реализмом: он отмечал, что описывает не абстрактного «общечеловека», а реального европейца XIX века со всеми безысходными противоречиями его «больного сознания». Пророчески предсказывая грядущие катастрофы, Достоевский верил в то, что «правда человеческая победит», и своим творчеством внес великий вклад в дело преображения мира и человека. «Красота спасет мир» — сказал писатель и своим творчеством укрепил это понятие в сознании многих поколений русских и зарубежных читателей.