Драматургия Чехова строилась с учетом достижений прежде всего русской литературы, в частности драматических произведений И. С. Тургенева и А
Тема: Жизнь и творчество поэта

Своеобразие сюжета драматургии А. П. Чехова

Драматургия Чехова строилась с уче­том достижений прежде всего рус­ской литературы, в частности дра­матических произведений И. С. Тургенева и А. Н. Ост­ровского. Вместе с тем пьесы Чехова — шаг вперед в мировом искусстве. Он начинает новый этап в развитии драматургии, обогащая опыт своих вели­ких предшественников новыми достижениями, углуб­ляя и расширяя возможности изображения жизни. Художественные открытия Чехова, в свою очередь, становились источником для дальнейшего развития драматического искусства во всем мире.

Нова­торство Чехова в области драматургии проявилось, в частности, в том, что пьесы Чехова строились не на остросюжетном драматичес­ком действии, а на углубленном психологическом анализе характера. Действие развивалось и держало зрителя в напряжении не с помощью внешних эффектов, а путем постепенного проникновения в суть сложного, а порою и противоречивого внутрен­него мира героя. Отсюда — новая организация худо­жественного материала, новое представление о прин­ципах построения сюжета.

В пьесах 1890-х—1900-х гг. Чехов последователь­но и решительно отказывается от какой бы то ни было сюжетной заостренности, напряженности в раз­витии действия, сценических эффектов. Иными сло­вами, в его пьесах явственно ощущается отказ от событий как основы драматургического движения. Даже эффектнейшие сцены (по старым меркам) само­убийства героя или дуэли со смертельным исходом («Чайка», «Три сестры») выносились им за сцену.

Как могла бы быть поставлена сцена аукциона в «Вишневом саде», если бы Чехов прямо изобразил ее! Напряженность обстановки, торги, неожиданное вмешательство Лопахина, азарт, шум и волнение присутствующих, тихое отчаяние Гаева... Но это не для Чехова. У его предшественников и тем более современников такая сцена была бы даже эффект­ней, но именно поэтому Чехов ее и не изображает. Эффекты его не привлекали.

Известно одно важное высказывание Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». Материал с сайта //iEssay.ru

Как в жизни. Это основополагающий принцип эс­тетики Чехова — не в смысле унылого натуралисти­ческого правдоподобия, нет, а как протест против литературщины, выдуманных сюжетов, ходульных ге­роев, устоявшихся театральных амплуа. Этим прин­ципом Чехов руководствовался в своих жанровых исканиях, так же он строил и сюжет своих пьес, так же изображал и характеры героев, так переда­вал своеобразие их языка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Проза А. П. Чехова Чехов Антон Павлович Сотрудничество в юмористических журналах