Исследователи считают, что в творчестве Чехова часто встречаются два мотива: прозрения и ухода. В какой-то момент у героя открываются глаза, и он
Тема: Жизнь и творчество поэта

Мотив ухода в творчестве А. П. Чехова

Исследователи считают, что в твор­честве Чехова часто встречаются два мотива: прозрения и ухода. В какой-то момент у героя открываются гла­за, и он готов бежать куда угодно от окружающей его пошлости. Об этом идет речь в «Учителе сло­весности» и в «Случае из практики».

Той же тональностью проникнут один из лучших последних рассказов Чехова «Архиерей» (1902), ге­рой которого, подобно профессору из «Скучной исто­рии», тоже мучается сознанием напрасно прожитой жизни. Постепенно он приходит к пониманию, что у него никогда не было подлинной свободы. Лишь в предсмертном видении представляется ему, что он, «уже простой, обыкновенный человек, идет по полю быстро, весело, постукивая палочкой, а над ним широкое небо, и он свободен теперь, как птица, может идти куда угодно».

Мотив ухода является центральным и для пос­леднего прозаического произведения Чехова — «Не­веста» (1903). Жизнь героини рассказа — Нади — складывается вполне благополучно: она молода, кра­сива, собирается выйти замуж. Но постепенно она на­чинает замечать в мелочах быта, в будничной пов­седневности пошлость, обман, ограниченность, в ней нарастает беспокойство, возникает твердое желание изменить свою жизнь. Под влиянием художника Са­ши Надя решается бросить дом, родных, жениха.

То, о чем раньше только мечтали чеховские герои, осуществляется в «Невесте». Мотивы прозрения и ухода объединились. Существенно, что Надя явно «перерастает» Сашу, хотя и признает, что многим ему обязана. Перед ней раскрывается «жизнь новая, широкая, просторная» — правда, не очень ясная.

Характерное для многих героев Чехова стремле­ние вырваться на волю сравнивается в «Невесте» с уходом в «казачество». Сравнение это придает обра­зу героини несомненную глубину, потому что реше­ние ее соотносится «с историческим и легендарным прошлым, с вечными устремлениями молодости», как справедливо писал В. П. Катаев. Материал с сайта //iEssay.ru

Для Чехова главное состояло не столько в том, куда именно хотят уйти его герои, сколько то, от чего они стремятся уйти. Писатель избегал четких и однозначных прогнозов — особенно там, где буду­щее представлялось смутным и неясным не только его героям, но и ему самому. Так, «Дама с собач­кой» заканчивалась словами о том, что «самое сложное и трудное только еще начинается». И в «Невесте» романтические мечты Нади о жизни, пол­ной тайн, сопровождаются более сдержанным ком­ментарием автора, который сообщал, что его герои­ня, «живая, веселая, покинула город — как пола­гала, навсегда». В этом «как полагала» выражена вся мера осторожности Чехова, всегда предупреж­давшего читателей о той трудной и сложной борьбе, которую необходимо вести, чтобы жизнь на самом деле стала широкой и просторной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
  • мотив прозрения у чехова
  • мотив прозрения в невесте и учителе словесности
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Интересные подробности жизни и творчества А. П. Чехова Чехов Антон Павлович Новая повествовательная манера А. П. Чехова