Тема духовного обнищания в творчестве А. П. Чехова. Талант мастера короткого рассказа А. П. Чехова на протяжении всего творческого пути сопровожд
Тема: Ионыч

А. П. Чехов — обличитель мещанства и пошлости (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») (План-сочинение)

Тема духовного обнищания в творчестве А. П. Чехова. Та­лант мастера короткого рассказа А. П. Чехова на протяже­нии всего творческого пути сопровождала тема смысла жиз­ни, тесно переплетающаяся с темой растворения, оскудения духовной основы личности. В основе рассказа «Ионыч» ле­жали впечатления автора от посещения провинциальных го­родов, где «скучная серая» жизнь порождает «скучных и без­дарных людей».

Сюжетная основа рассказа. Образ главного героя. Про­цесс духовной деградации. Последовательно и подробно пред­ставлен на страницах рассказа «Ионыч» (1898) процесс дег­радации личности земского врача Дмитрия Ионыча Старце­ва. В небольшом рассказе — история начинающейся, имеющей потенциал, но несостоявшейся жизни. В начале произведения перед читателем предстает молодой человек со свойственным юности идеализмом и стремлением изме­нить мир к лучшему. Он работает со всем жаром молодой ду­ши, но ему так не хватает общения, выходящего за обыва­тельские интересы жителей города С. Знакомство с семьей Туркиных, по общему мнению «самой образованной и та­лантливой в городе», последовавшая влюбленность в Котика привносят в безрадостную жизнь врача, наполненную тяже­лым трудом, милые душевные радости.

Постепенно все начинает меняться. Глупая шутка девуш­ки со свиданием на кладбище, ее отъезд заставляют героя страдать. Тяжкие переживания терзают Дмитрия Ионыча … 3 дня, после чего все входит в обычную колею.

Шаг за шагом жизнь врача Старцева, человека с горячим сердцем, начинает меняться. Он превращается в Ионыча, страдающего не только одышкой, но и сердцем, «заплыв­шим жиром»: «От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это — по вече­рам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек — желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, — было понапи­хано во все карманы рублей на семьдесят». Практика прино­сит ему огромный доход, но за все в жизни приходится пла­тить. И Старцев платит — приходя к полному опустошению. Даже появление бывшей возлюбленной не способно разбу­дить огонек в мертвой душе Ионыча, превратившегося в обывателя и предавшего идеалы своей юности. То, что когда-то раздражало молодого врача («…подумал, что если са­мые талантливые люди во всем городе так бездарны, то ка­ков же должен быть город»), Ионыч начинает воспринимать как само собой разумеющееся: «У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой- нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой…»

Противостояние человека воздействию на него среды становится основой конфликта в рассказе. Екатерина Ива­новна, как и Старцев, утрачивает стремления юности, хотя и продолжает играть «на рояле каждый день, часа по четыре». После возвращения домой Екатерина Ивановна начинает более трезво, без кривляний и «шуток» смотреть на жизнь. Материал с сайта //iEssay.ru

Статичны в рассказе Иван Петрович и Вера Иосифовна Туркины, посредственность их «талантов», пошлость литератур­ных опытов и шуток не меняются десятилетиями.

Средства художественной выразительности. Авторское отношение раскрывается через детали, на которых писатель заостряет внимание через антитезу, когда на фоне неменяющегося семейства Туркиных деградация Дмитрия Ионыча особенно очевидна. Душевные силы и работа над собой мог­ли бы не допустить страшного превращения. А. П. Чехов по­казывает механизм утраты человечности, нравственности. Он возникает как милый недостаток, который постепенно развивается в монстра, пожирающего душу. Жадность, от­сутствие сострадания и чуткости к окружающим, забота о собственном комфорте проникают в сердце человека и при­водят к деградации личности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Чехов Антон Павлович Духовная деградация главного героя рассказа А. П. Чехова «Ионыч»