Вопросы и ответы к пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» (№1)
- Вы прочитали пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад», и у вас, очевидно, сложилось мнение о ее жанре. Чья позиция вам ближе: А. П. Чехова, полагавшего, что у него вышла не драма, а комедия, или руководителей Художественного театра, поставивших «Вишневый сад» как «тяжелую драму русской жизни»?
- Каковы хронологические рамки пьесы?
- Как проявляется отношение Чехова к своим героям?
- Как вы думаете, чем и почему лакеи напоминают своих господ? Важно ли это?
- В чем истоки жизненной драмы хозяев «Вишневого сада»? Прав ли Петя, полагающий, что «власть над живыми людьми переродила» их всех?
- Что вы думаете о Раневской, Гаеве, Лопахине? Можно назвать их комическими персонажами? Каковы причины их несчастной социальной судьбы? Чего ждать от них России?
- Как характеризует Раневскую и Гаева то, что они не принимают лопахинский проект спасения вишневого сада?
- Что несут России Лопахин и лопахины? В чем противоречивость таких людей? Материал с сайта //iEssay.ru
- Лопахин — победитель. Но чувствует ли он себя удачливым хозяином? Почему так часто называет свою жизнь дурацкой, нескладной, несчастливой?
- Какими вам представляются Петя Трофимов и Аня? Как вы думаете, верил ли им и в них Чехов?
- Какова роль в пьесе образов слуг — Фирса и Яши? Последнее слово Фирса и всей пьесы — «недотепа». Только ли к Фирсу оно относится?
- Последний звук, который раздается в произведении, — стук топора по дереву. Как вы думаете, почему именно так Чехов закончил «Вишневый сад» — пьесу, действие которой начинается весной (пора обновления, надежд), а кончается осенью?
А. П. Чехов был великим человековедом, он как никто другой понимал, что люди сложны, многоцветны, противоречивы и не подходят под раз и навсегда заданные мерки. Драматург видит людей не примитивными, а ранимыми, глубокими, изменчивыми. Можно, конечно, смеяться над Епиходовым, жалеть Варю, презирать Гаева, опасаться Лопахина, а можно, вдумавшись в жизнь каждого, понять, что судьбы этих людей не просты, драматичны, что они, каждый по-своему, переживают крушение надежд, тяжелую безысходность.
Кто же прав? Готового ответа нет. Но Чехов учит «не размахивать руками», а думать, стараться понять каждого, серьезно относиться к жизни, на одно и то же явление смотреть с разных точек зрения. Автор видит дальше и больше, чувствует глубже, чем его герои, поэтому он вправе судить их. А мы? По-моему, нет. А вот думать, стараться понять — да!
Действие длится полгода — с мая по октябрь. Но в речах персонажей открывается и далекое, и недавнее прошлое (Фирс вспоминает то, что было еще «до воли», Лопахин и Гаев по-разному говорят об этом же времени), и будущее (в разговорах Пети и Ани, что расширяет ее хронологические рамки).
Это отношение проявляется в тех ситуациях, которые автор создает в речевых характеристиках героев. Так, ясна симпатия автора к Асе, Фирсу, сочувствие Варе, а вот отношение к Л. П. Раневской, Лопахину очень сложное. Раневскую, например, герои пьесы любят, говорят о ее нежности, доброте, но Чехов беспощадно показывает, что «жизнь на чужой счет», без ясной цели и долга как-то незаметно превращают ее простоту в пустоту, легкость — в легкомыслие, словесные восторги — в душевную холодность, безразличие, милую непрактичность — в мотовство. И вспоминается толстовское: «...люди как реки...»
Люди не повинны в своем происхождении, в том, как их воспитывали. Но великий Чехов учит (и это убедительно доказала его собственная жизнь), что право выбора остается за каждым. И судить героев надо за их собственный выбор.
Предыдущее | Ещё по теме: | Следующее |
---|---|---|
- | Чехов Антон Павлович | Вопросы и ответы к пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» |