Тема России в поэзии Марины Цветаевой
Нераскаянный конь!
М. Цветаева
Особенностью Марины Цветаевой было умение, способность жить «назад», пристально всматриваясь в прошлое. Человек западной культуры, владеющий несколькими иностранными языками, Цветаева родилась в Москве и росла в ней. Ее ощущение Родины, России началось с Москвы. Молодой лирике Цветаевой было присуще примерять разные облики, образы, отождествлять себя с Кармен, Офелией, Орленком. Одним из самых любимых персонажей была Марина Мнишек — жена Лже-Дмитрия. Через это (по имени и по частице польской крови в жилах Цветаевой) отождествление с гордой полькой приходит к поэту видение Москвы. Цикл «Стихи о Москве», посвященный О. Мандельштаму, родился в 1916 году. Она открывала петербуржцу Мандельштаму свой город, дарила его щедро и открыто. Москва воспринимается Цветаевой как центр, суть России:
Москва! Какой огромныйСтранноприимный дом!Всяк на Руси — бездомный.Мы все к тебе придем.(«Москва! Какой огромный...»)Цветаева постигала Россию, погружаясь в стихию народной песенной и сказочной культуры. После революции она пишет поэмы «Молодец», «На красном коне», «Егорушка». Язык этих поэм — не стилизация, а попытка проникнуть, приобщиться к былинной, вольной Руси. И революция была воспринята ею как высвобожденная стихия, разбойная вольница. Именно об этом — стихи из цикла «Ханский полон». Там фигурирует Мамай, но поэт возвращает нас к более глубокой древности, к «Слову о полку Игореве»:
Нетоптанный путь,Непутевый огонь. —Ох, Родина-Русь,Неподкованный конь!(«Следок твой непытан...»)В 1922 году Марина Цветаева, получив разрешение, уехала в Прагу, куда вместе с другими белогвардейцами попал ее муж Сергей Эфрон. Долгие годы она была разлучена с Россией. В Праге, в 1925 году, она пишет стихи, посвященные И. Эренбургу:
Русской ржи от меня поклон,Ниве, где баба застится.Друг! Дожди за моим окном,Беды и блажи на сердце...Цветаева иногда сетует на то, что России прошлого, России ее молодости, уже не существует:
...Той ее — несчетныхВерст, небесных царств,Той, где на монетах —Молодость моя —Той России — нету.Как и той меня.(«Страна»)В 1932 году Цветаева пишет стихотворение «Родина». Здесь она утверждает свое право на ту Россию, которую она увезла с собой не на подметках башмаков, а вместе с трудным, колючим и певучим русским языком. В ней говорит гордость отвергнутого, отринутого ребенка, продолжающего любить свою суровую мать:
Даль, прирожденная, как боль,Настолько родина и стольРок, что повсюду, через всюДаль — всю ее с собой несу!Настоящий поэт одинок повсюду, даже на Родине, а тем более — на чужбине. Об этом Цветаева написала в стихотворении «Тоска по родине!..» Оно все пронизано гордым отрицанием ностальгии, неприкаянностью поэта в чуждом ему мире. Она отрицает привязанность к месту, к дому, вытолкнувшему ее в эмиграцию. Энергия неприятия привычных сентиментальных представлений о России, яростный напор внезапно прерывается, обрывается последними двумя строчками: Материал с сайта //iEssay.ru
И мы понимаем, что если обычный куст переворачивает душу, значит, все написанное ранее — только самозащита, только попытка спрятать тоску и боль.
Возвращение семьи Цветаевой в Россию обернулось трагедией: вскоре арестовали мужа и дочь. Марина Цветаева осталась с юным сыном без поддержки. Началась война. Цветаева уехала в эвакуацию. Здесь, в маленьком городке Елабуге, она ушла из жизни 31 августа 1941 года. Она вернулась на Родину и осталась в затерянной могиле на земле, так и не отданной врагу:
И рыщет ветер, рыщет по степи:Россия! — Мученица! — С миром — спи!(«Идет по луговинам лития...»)Марина Цветаева была русским поэтом, русским по духу, по силе дара, по тоске, и сполна заплатила за свое постижение родной земли. Ее лирическая героиня — еще один лик России, гневный и скорбный, щедрый и яростный. Лик Марины Цветаевой.