Тема Родины занимает центральное место в поэзии каждого серьезного поэта, потому что без знания и уважения своих корней и традиций, без преданной любв
Тема: Общие темы

Патриотическая тема в лирике М. И. Цветаевой

Тема Родины занимает центральное место в поэзии каждого серьезного поэта, потому что без знания и уважения своих корней и традиций, без преданной любви к земле, на которой жили твои предки, не может состояться ни одна Личность.

Реализация темы Родины в поэзии М. И. Цветаевой. Раз­витие темы Родины, любви к ней начинается в творчестве М. И. Цветаевой с осознания себя москвичкой, с проникно­вения в историю, культуру, традиции. Через внимание к род­ной речи поэтесса ощущает глубинную причастность к судь­бе своей страны, а родной город дает чувство защищеннос­ти, дома:

Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем.
«Стихи о Москве» (1916)

Образ Родины в лирике М. И. Цветаевой — это безгра­ничные пространства, ощущение красоты, свободы, поле­та. Образ родины, Москвы часто неразрывно связан с об­разами церквей, колоколов, что становится олицетворе­нием мужества, силы и готовности защищать свою святую землю:

Облака — вокруг,
Купола — вокруг.
Надо всей Москвой
Сколько хватит рук!
«Стихи о Москве» (1916)

Отношение поэтессы к революционным событиям в России не было однозначным. Эта противоречивость от­ношения М. И. Цветаевой к новой власти, новому строю объяснима была распространенными в то время надежда­ми интеллигенции на «ветер перемен», а реальность не со­ответствовала представлениям многих о революции как о мирных преобразованиях. Смерти, голод, страдания и, как апофеоз — Гражданская война, не могли оставить безуча­стным чуткое сердце поэта.

Вынужденный отъезд за границу и пребывание на чуж­бине в течение долгих лет особенно обостряет чувство патриотизма. М. И. Цветаева осмысляет свое место в рус­ской поэзии. Во многих стихотворениях возникает мотив сиротства, выброшенности, забытости. В стихотворении «Расстояние: версты, мили…» (1925) поэтесса говорит о попытке уничтожить, превратить в сор «сплав вдохнове­ний и сухожилий»:

По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.

Все годы, проведенные в эмиграции, М. И. Цветаева чув­ствует тоску и боль по России. Каждый кустик, каждая тра­винка на Родине воспринимаются как живые существа, с которыми хочется общаться («Русской ржи от меня поклон» (1925). Это были годы суровых испытаний, безысходности и нескончаемых страданий:

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно
Где совершенно одинокой Быть…
«Тоска по родине» (1934)

Тяжким становится осознание невозможности вернуться на родину, ту, которой Россия была когда-то, дом срыт с зем­ли, как срыта и душа человеческая, не способная жить без родной земли. Оцепенение души смягчает лишь трепетное отношение к русскому слову, возможность через него при­коснуться к святым истокам:

О  неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик,
Пойми, певал и до меня:
- Россия, родина моя!
«Родина» (1932)

Лирическая героиня стихотворения «Родина» (1932) вспоминает красоту «тридевятой» земли. Оксюморонное об­ращение в конце второй строфы стихотворения показывает абсурдность ситуации, в которой оказалось множество эмиг­рантов:

Но и с калужского холма
Мне открывалася она
Даль, — тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!

Раздвоенность внутреннего мира героини, душа кото­рой осталась на родине, а тело находится на чужбине, предстает в противопоставлении антонимов даль — близь, а лексический повтор усиливает эмоциональное напряже­ние. Каким бы ни было расстояние до родной земли, Рос­сия притягивает к себе сильнее любого магнита, манит и не дает покоя:

Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись Домой!»
Со всех — до горних звезд —
Меня снимающая мест!

Обилие восклицательных предложений в стихотворении как бы передает крик души лирической героини, который обретает звук в последней строфе: Материал с сайта //iEssay.ru

Ты! Сей руки своей лишусь,
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля
Гордыня, родина моя!

В эмиграции духовная связь поэтессы с Родиной не осла­бевала. Возвращение М. И. Цветаевой на родную землю не могло не произойти, но страна, в которую приехала поэтес­са, была уже другой.

Той, где на монетах
Молодость моя,
Той России — нету.
Как и той меня.
«Страна» (1931)

В поэзии М. И. Цветаевой отразились трагические со­бытия русской истории XX века. От цикла «Стихи о Москве», ставшего своеобразным прологом темы Родины в лирике М. И. Цветаевой, через «Лебединый стан» и по­следующие произведения поэтесса создавала летопись судьбы родной земли. В статье «Искусство при свете со­вести» она написала: «Меня вещи всегда выбирали по примете силы. <…> Каким-то вещам России хотелось сказаться, выбрали меня».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Образ Родины в поэзии М. Цветаевой Цветаева Марина Ивановна Поэтический мир М. И. Цветаевой