Вопросы и ответы к стихотворению М. И. Цветаевой «Генералам двенадцатого года»
- Каким чувством пронизано стихотворение? Какую роль играют в нем восклицательные предложения? Почему в стихотворении местоимения «все» и «что» выделены логическими ударениями?
- Почему М. Цветаева построила свое стихотворение как обращение к «генералам двенадцатого года»? Найдите обращения. В чем их особенность? Какие оттенки и характер поэтического переживания вносит употребление поэтессой междометий?
- Какие эпитеты и определительные прилагательные передают неподдельное восхищение поэтессы «молодыми генералами»?
- Каково значение антитезы в характеристике героев стихотворения? Какой оттенок сообщают стихотворению устаревшие и традиционно-поэтические слова?
- Какие строки стихотворения произвели на вас особенно сильное впечатление?
- Подготовьте выразительное чтение стихотворения, ключом к которому могут стать слова М. Цветаевой: «А что есть чтение — как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов… Чтение — прежде всего — сотворчество». Передайте в своем чтении то, что вам близко и дорого в стихотворении.
Восторг перед героями двенадцатого года, многие из которых погибли молодыми, звучит в строках стихотворения. Само название звучит обращением, а восклицательные предложения, насыщающие текст, подчеркивают торжественность этого обращения. Выделения слов все и что логическими ударениями подчеркивают значимость слов, к которым они относятся. «Вам всё вершины были малы»; «Что так же трогательно-юно» — фразы, которые были особенно важны для поэта и поэтому специально выделены в них слова все и что.
Стихотворение построено как обращение к генералам двенадцатого года прежде всего потому, что они были для автора воплощением благородства и самопожертвования юности в беде, постигшей народ. Восторженное и романтическое изображение молодости, которая совершает подвиг, — вот поэтический пафос стихотворения.
Голос поэта звенит и перечень обращений к ним богат вариантами:
Цари на каждом бранном полеИ на балу.…ВчераМалютки-мальчики, сегодня —Офицера!О, молодые генералыСвоих судеб!Вы были дети и герои,Вы всё могли!Междометия «о», «ах» усиливают и подчеркивают эмоциональный характер стихотворения-обращения к ушедшим героям.
Эпитеты, которые показывают восторг автора перед «молодыми генералами», многочисленны: шпоры весело звенели и голоса, очаровательные франты, нежный лик, хрупкая фигура, золотые ордена, краткий век, бешеная рать…
Все стихотворение построено на подчеркивании резкого контраста юности героев, подлинности и важности их подвига. То, что подвиг — факт истории, подчеркивается включением в текст слов и реалий того далекого времени. Не менее важны для придания стихотворению возвышенно-поэтического оттенка и традиционно-поэтические устаревшие слова: глаза, как бриллианты, бранное поле, длань Господня, великолепный миг, нежный лик, хрупкая фигура, кудри дев, бешеная рать…
И при первом, и при повторном чтении самое сильное впечатление производит финальная строфа, которая как бы суммирует героическую и романтическую память о генералах двенадцатого года. Материал с сайта //iEssay.ru
При подготовке к выразительному чтению этого стихотворения важно точно использовать то, что подсказала нам сама М. Цветаева. Это и логические ударения, которые отмечены в тексте, и те возможные паузы, которые предполагает завершение чтения каждой строфы.
«Разгадывание», которое имеет в виду поэтесса, подсказывает особенно тщательное подчеркивание тех характеристик, которые дают нам эпитеты и сравнения текста, описание действий самой поэтессы («И я, поцеловав гравюру, не знала сна…»), повторяющиеся обращения («Вы…», «О, как, мне кажется, могли вы…»). Каждое слово и даже каждый знак препинания уточняют наше чтение вслух.