Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо... В. Гете. Фауст Вопрос о том, что такое добро и зло, откуда они берутся, принадл
Тема: Мастер и Маргарита

Тема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Я — часть той силы, что вечно хочет

зла и вечно совершает благо...

В. Гете. Фауст

Вопрос о том, что такое добро и зло, откуда они берутся, принадлежит к категории самых сложных, над которыми человечество бьется уже не одну сотню лет. Любые попыт­ки ответов влекут за собой целую сеть дополнительных вопросов, опутывающую человеческое сознание, но таких же неразрешимых, как первоначальный. К этим поняти­ям нельзя относиться как к чему-то само собой разумею­щемуся, ведь добро — это не просто польза, а зло — не обязательно вред. Иначе можно спросить: польза для кого? А вред кому?

Свое видение этой философской проблемы предлагает нам М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Один из планов, в которых разворачивается действие романа, — мир интерпретированных библейских легенд и мифов. Я ду­маю, корни добра и зла стоит искать именно здесь. М. Булгаков не принимает Библию и Евангелия в той форме, в какой они известны миллионам людей, он многое переиначивает, перестраивает, чтобы вышло так, как ему кажется, должно быть.

Один из героев романа Булгакова (он же является и героем романа в романе) — Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого, несомненно, послужил Иисус Христос. Однако мы очень быстро замечаем, что Иешуа очень сильно отличает­ся от Христа, он лишен чудес и всех тех поступков, кото­рые принесли известность Божьему Сыну. Можно даже утверждать, что единственное оружие Га-Ноцри в реально­сти романа — слово, а не дело.

Как противовес, противоположность Иешуа, автор со­здает образ Воланда. И этот булгаковский Сатана в корне отличается от своего библейского собрата, хотя его так же сопровождают грозы с ослепительными молниями, за ним остаются следы пожарища.

Булгаков создает свою картину распределения в мире добра и зла, свое видение правления миром высших сил. По священному писанию, дьявол — это искуситель, и в «Мастере и Маргарите» Воланд испытывает людей, прове­ряет истинные мотивы их дел и поступков, оценивает их нравственные и этические принципы. После такой «прочи­стки» каждому воздается по заслугам, и поэтому нельзя категорично заявлять, что Воланд «плохой и злой», жесто­кий и бездушный. К тому же нужно вспомнить, что в ре­зультате борьбы библейских сил добра и зла Бог не иско­ренил зло, а пошел на своеобразный компромисс: мир был разделен, Богу — небо, Дьяволу — землю. Из этого следует, что все, что ни происходит на земле — добро ли, зло ли — это от Дьявола, а не от Бога.

Видимо, поэтому Булгаков лишает Иешуа власти дей­ствием, владычных прав: Га-Ноцри решительно отказыва­ется судить людей, уступая это нелегкое дело Воланду (ко­торый, кстати сказать, успешно справляется с должностью «судьи человеков»). Так булгаковский Сатана со своей сви­той предстает перед нами в неожиданной роли разоблачи­теля человеческой скверны, «разгребателя грязи». Это он карает за зло и нечестивость и вознаграждает за добрые дела. В течение всего романа Булгаков именно через образ Воланда утверждает верность любви и преданности твор­честву. К тому же автор представляет нам своего Сатану как одного из главных действующих лиц романа, в то вре­мя как Иешуа Га-Ноцри всего лишь литературный персо­наж романа в романе, человек безграничной доброты и муд­рости.

В своем произведении Булгаков проводит и «исправ­ленную» идею построения загробного мира. Если в Библии он делится на ад и рай, то в романе все немного иначе: царство мертвых состоит из «света» (которого Мастер и Маргарита не заслужили), «покоя» (которым они награж­дены) и области Воланда, где проходил знаменитый бал Сатаны, — третьей части рая, «рая для преступников». А для ада, то есть места, где человек расплачивается за свои грехи и проступки, автор романа оставляет Землю, мир людей. Материал с сайта //iEssay.ru

Таким образом, с помощью различных художественных приемов и уловок Булгаков дает нам понять, что авторы Евангелий «все перепутали». Судьей и разоблачителем является очеловеченный Дьявол, «часть той силы, что веч­но хочет зла и вечно совершает благо». Мир нельзя оста­вить совсем без зла, оно — как горечь, придающая кофе неповторимый специфический вкус. Добро, оставшись без противовеса, уже не будет добром. Удача должна чередо­ваться с промахами, открытия — с ошибками, иначе у че­ловека исчезнет стимул совершенствоваться, развиваться. Так же можно сказать, что зло — это обратная сторона добра («дорога в ад вымощена благими намерениями»). Однако все это совсем не доказывает, что со злом не нуж­но бороться, ведь именно в такой борьбе и раскрывается истинная сущность человека. Я думаю, что зло нужно вос­принимать как неотъемлемую часть мира, в котором все взаимосвязано.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru