Все говорят, что они воюют за правду, и все грабят. И. Бабель В русской литературе И. Бабель стал известен прежде всего как автор цикла новелл 'Кон
Тема: Конармия

Контрасты действительности в «Конармии» И. Бабеля

Все говорят, что они воюют за правду, и все грабят.

И. Бабель

В русской литературе И. Бабель стал известен прежде всего как автор цикла новелл «Конармия». Являясь не только активным участником, но и внимательным на­блюдателем революционной действительности, писатель накапливал жизненный опыт в общении с различными людьми, на полях гражданской войны и, в первую оче­редь, работая корреспондентом армейской газеты в Пер­вой Конной армии под командованием С. М. Буденного. Его видение революции и отразилось в цикле рассказов о жизни и быте молодых конармейцев, их противоречи­вых характерах, сформированных временем, их взглядах и размышлениях.

Бабель трагически переживает коренную переоценку нравственных ценностей, произошедшую в сердцах бойцов: жестокость и насилие становятся не только привычными, но и неизбежными. Писателя беспокоит вопрос о необхо­димости пролития крови в настоящем во имя бескровного будущего: «Кровавый след шел по этому пути. Песня ле­тела над нашим следом».

Для конармейцев Бабеля характерны психологические контрасты, потому что перед нами люди, в сознании кото­рых причудливо переплетаются старые предрассудки с но­вой, еще не установившейся моралью, революционные иде­алы — с привычными навыками прошлого. Именно по­этому в их сердцах соседствуют злоба и миролюбие, беспо­щадность и великодушие, жестокость и человечность. Эти противоречия ярко раскрываются в рассказе «Сын рабби», когда в сундучке умирающего красноармейца, сына равви­на, обнаруживаются в тесном соседстве «мандаты агитато­ра и памятники еврейского поэта. Портреты Ленина и Маймонида лежали рядом... Прядь женских волос была зало­жена в книжку постановлений Шестого съезда партии, а на полях коммунистических листовок теснились кривые строки древнееврейских стихов».

В рассказе «Соль» солдат Балмашев трепетно заботит­ся о женщине с грудными ребенком, защищает ее перед солдатами. Но когда оказывается, что сверток в женских руках — не младенец, а «добрый пудовик соли», он соб­ственноручно сбрасывает ее на всем ходу с поезда и стре­ляет ей в спину, желая таким образом смыть «позор с лица трудовой земли и республики», поскольку обманула она не только красноармейцев, но и всю «Расею, задавлен­ную болью». Материал с сайта //iEssay.ru

Расстрелы и безжалостные убийства, грабежи («мы ра­зоряем капитально») ужасают Бабеля, его пугает «огонь молчаливого и упоительного мщения». Но вместе с тем писатель понимает, что на насилие конармейцев толкают не столько животная злоба и ненависть, сколько поиски правды и справедливости. Так, в рассказе «Прищепа» мо­лодой кубанец безжалостен к своим односельчанам, раста­щившим его имущество и разграбившим дом после того, как белые убили его родителей. «Прищепа ходил от одно­го соседа к другому, кровавая печать его подошв тянулась за ним следом». Но не имущества ему жалко, а гнев и обида за несправедливо причиненное зло толкают его на странные поступки в тех домах, где он находил знакомые с детства вещи. В таких дворах он оставлял после себя «под­колотых старух, собак, повешенных над колодцем, иконы, загаженные пометом».

Кажется, что Бабель старается оправдать эту вынуж­денную жестокость и насилие во имя их будущего уничто­жения, но этот шаг дается ему с болью и горечью, вызывает яростные споры с самим собой: «Я видел сны... и только сердце мое, обагренное убийством, скрипело и текло» («Мой первый гусь»). Поэтому можно сказать, что цикл расска­зов Бабеля «Конармия», построенный на неожиданных кон­трастах и драматических конфликтах, во многом отража­ет внутреннюю борьбу самого писателя, осознающего му­чительные противоречия того непростого времени, в кото­ром ему довелось жить.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Изображение событий гражданской войны Бабель Исаак Эммануилович -