Я пришла к поэту в гости...А. Ахматова 'Серебряный век' русской поэзии богат именами и произведениями. Поэтов связывали сложные, противоречивы
Тема: Общие темы

Блоковская тема в творчестве Анны Ахматовой

Я пришла к поэту в гости...
А. Ахматова

«Серебряный век» русской поэзии богат именами и произведениями. Поэтов связывали сложные, противоречивые, порой ревнивые отношения. Но почти все они признавали масштаб личности Александра Блока, последнего великого русского поэта. И все, так или иначе, испытали на себе его влияние.

Не стала исключением и Анна Ахматова. Она была знакома с Блоком и в своих стихотворениях не раз возвращалась к его облику, образу, поэзии.

История литературы любит легенды. Одна из них — о романе между Блоком и Ахматовой. Ахматова при жизни не раз опровергала эту легенду. Ахматова познакомилась с Блоком на знаменитой «башне» Вяч. Иванова. 16 декабря 1913 года она пришла к нему в гости на Офицерскую улицу (теперь в этой квартире — музей Блока). Вскоре поэт прислал Ахматовой стихи, написанные в духе испанского романсеро:

«Красота страшна», — Вам скажут, —
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан — в волосах.
(«Анне Ахматовой»)

Ответ, написанный в том же размере, не был ответом в прямом смысле слова, но, описывая их встречу, Ахматова дает портрет хозяина дома:

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен:
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
(«Я пришла к поэту в гости...»)

В этом стихотворении очаровывает недоговоренность, несбыточность чувства. Оно — о том, что могло бы произойти, но не произошло.

В 1921 году Ахматова оплакала смерть Блока в стихотворении «А Смоленская нынче именинница...» (его похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге). Это действительно плач — она использовала форму русского тонического стиха, без рифмы. Он выдает народное горе по поводу кончины поэта:

Принесли мы Смоленской заступнице,
Принесли пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее, —
Александра, лебедя чистого.

Ахматова создает еще три стихотворения, объединенные в цикл. Первое из них относится к 1944 году. В Ташкенте, в эвакуации, она пишет стихотворение «Пора забыть верблюжий этот гам...», которым прощается с Азией. Возвращение в Россию, к родным среднерусским пейзажам, связывается в ее воображении с образом Блока:

Там все теперь сияет, все в росе,
И небо забирается высоко,
И помнит Рогачевское шоссе
Разбойный посвист молодого Блока.

В 1946 году, после постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», оскорбительно и больно ударившего по Зошенко и Ахматовой, она пишет стихотворение «Он прав — опять фонарь, аптека...» Это возвращение к стихотворению Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.», написанному им в тяжелое время, после смерти маленького сына. Материал с сайта //iEssay.ru

Последнее стихотворение написано в 1960 году. В воспоминаниях героини мелькают ассоциации светского и артистического Петербурга 10-х годов. На этом фоне Блок кажется героем своего времени, выразившем его дух и боль:

И ветер с залива. А там, между строк,
Минуя и ахи и охи,
Тебе улыбнется презрительно Блок —
Трагический тенор эпохи.

Влияние личности и судьбы Блока в поэзии Ахматовой прежде всего в том, что в переломные моменты жизни она обращалась к его памяти, сравнивая, переживая заново их недолгие встречи. Это помогало ей жить, давало возможность писать выверяя форму и содержание высокой блоковской меркой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru