Вспомните, какие произведения называют 'робинзонадами'. Докажите, что 'Таинственный остров' - 'робинзонада'.
Тема: Таинственный остров

Вопросы и ответы к роману Ж. Верна «Таинственный остров»

  1. Вспомните, какие произведения называют «робинзонадами». Докажите, что «Таинственный остров» — «робинзонада».
  2. «Робинзонадами» называют произведе­ния, повествующие о том, как человек справился с самыми неблагоприятными условиями, встретившись один на один с дикой природой. Именно это происходит и с героями «Таинственного острова». Им удается не только выжить, но и организо­вать трудовую жизнь на ранее безжизнен­ном острове. Тот коллектив, который воз­ник, радует читателя не только своими успехами, но и той дружбой, которая свя­зала воедино очень разных людей.

  3. Кто из героев «Таинственного острова» на­стоящий лидер и руководитель этого сообщества робинзонов? Как решают этот вопрос сами неволь­ные робинзоны?
  4. Ни у одного читателя никогда не возни­кало сомнения в том, что лидер на «Таин­ственном острове» — Сайрес Смит. В этом же были уверены и все, кто оказался на этом острове. Так определяется личность лидера: не желанием человека командо­вать, а тем, что окружающие, не раздумы­вая, с ним соглашаются и принимают его решения.

  5. Кто из героев романа представляется вам са­мым привлекательным? Кто самый лучший и пре­данный друг? Кто самый хладнокровный человек? Кто одарен технически? Попробуйте описать круг профессий, которыми владеет каждый из героев.
  6. Оценки героев читателями не всегда бы­вают одинаковыми. Однако при обсужде­нии качеств героев, которые оказались на таинственном острове, мнения часто сов­падают: все они представляются равно привлекательными людьми именно пото­му, что им удалось стать дружным кол­лективом. Способность дружить, надеж­ное чувство локтя обеспечивают им такую оценку.

    Те, кто любит технику, с особым внима­нием относятся не к герою романа, а к са­мим техническим решениям.

    На острове у героев возникают десятки обязанностей и появляется множество сфер деятельности: строительство, изобретальство, забота о растениях, животных, приготовление пищи, обустройство бы­та… И каждый человек может освоить любую из них, но любит обычно лишь не­которые. Например, Герберт, пристрастия которого еще не определились, тяготеет к тому, чтобы помогать своим друзьям в лю­бой работе.

  7. Назовите качества, которые отличают Сай­реса Смита, Гедеона Спилета, негра Наба, моряка Пенкрофа, юного Герберта. Есть ли у них качества, общие для всех?
  8. Проще всего решить, что дружбу на этом затерянном острове каждому помога­ет сохранить сознание, что они одни в этом бескрайнем океане и никто больше им помочь не может. Но кроме этого боль­шую роль играют личные качества каждо­го из членов сообщества: яркий организа­торский талант Сайреса Смита, сила и преданность его слуги негра Наба, неиз­бывная энергия журналиста Гедеона Спилета, навыки моряка, которыми владел Пенкроф, юношеский энтузиазм Гербер­та. Однако можно еще обозначить их об­щее свойство — порядочность и чувство взаимной выручки.

  9. Создайте устные портреты героев романа «Та­инственный остров».
  10. Чаще всего устный портрет создают своему ровеснику Герберту. Но не раз это задание подвергалось критике, посколь­ку среди имен героев романа нет капитана Немо — гениального индийского ученого. А именно он играет огромную роль во всех тайнах, которые связаны с этим островом.

    Портрет Герберта чаще всего воссозда­ют девочки, которые готовы его нарисо­вать по идеальным канонам: стройным, стремительным, легким в движениях, ум­ным, смелым.

    Вторым по популярности героем можно считать моряка Пенкрофа, поскольку внешний облик моряка чаще всего связан с матросской формой, которую нетрудно представить: тельняшка, брюки клеш, особый головной убор.

    Те же, кто требовал включить в галерею портретов и капитана Немо, описывали его, вспоминая романы не Жюля Верна, а Александра Дюма: задрапированным в какие-то особые одежды и очень таинст­венным.

  11. Первая глава романа «Таинственный остров» начинается с диалога. Попробуйте решить, кому принадлежат реплики начала романа:
  12. «- Поднимаемся?

    - Какое там! Книзу идем!»

    Докажите свою правоту.

    Вопрос, скорее всего, принадлежит мис­теру Сайресу. Наверное, он спрашивает не столько потому, что не может сам оценить ситуацию, сколько потому, что стремится заставить всех быть крайне внимательны­ми к происходящему. Может быть, он да­же пытается несколько успокоить своих спутников. Но ответ, судя по его реши­тельности, скорее всего, принадлежит мо­ряку Пенкрофу, потому что он быстрее других мог оценить ситуацию над реву­щим морем.

    Однако вопрос может принадлежать и Спилету, который как журналист всегда стремится быстрее оценить ситуацию.

  13. Напомним вам, что основными темами в творчестве Жюля Верна были освоение Арктики и завоевание обоих полюсов, подводная навигация, авиация и воздухоплавание, использование элект­рической энергии, межпланетные путешествия. К какому из этих направлений отнесем мы «Таинст­венный остров»?
  14. Среди произведений Жюля Верна «Та­инственный остров» занимает особое мес­то. Хотя он входит в трилогию лучших ро­манов писателя (в нее входят также «Двадцать тысяч лье под водой» и «Дети капитана Гранта»), он все же отличается тем, что немного связан с темой подвод­ной навигации, немного — с воздухопла­ванием, немного — с использованием электрической энергии. Все это разнооб­разие проблем и вопросов объяснимо — перед нами еще одна «робинзонада». А «робинзонады» требуют решения мно­жества проблем. Но более всего вспомина­ют этот роман, когда говорят о том, каким хорошим может стать мир, когда люди су­меют на нем мирно жить. Именно потому, что маленький коллектив обитателей ост­рова сумел создать свой мир тружеников, этот роман называют утопией.

    Справка. Утопия — у этого слова два значения: 1) место, которого нет; 2) благословенное место. Само слово стало обозначать идеальное общество, когда То­мас Мор создал книгу о жизни на сказоч­ном острове, который назвал Утопия.

  15. Кто был таинственным помощником героев?
  16. Таинственным помощником героев ро­мана был капитан Немо, о чем с самого начала догадываются те, кто прочел не только этот роман, но и два предшествую­щих произведения трилогии.

  17. Подготовьте описание самого трудного техни­ческого решения, которое приняли жители острова.
  18. Перед обитателями острова одна за дру­гой вставали достаточно трудные пробле­мы, и не только технические. Каждая из них при ее появлении казалась неосу­ществимой, а затем переходила в разряд уже решенных проблем.

    Так что при обсуждении этого вопроса не стоит искать только Одного конкретно­го решения. Ведь для вынужденных робинзонов все было проблемой: создание жилья, отопление, освещение, способы приготовления пищи… Отвечая на этот вопрос, можно подумать и о том, решение какой из проблем было бы интересно и до­ступно каждому из учеников. Здесь возможен выбор ответа в зависимости от ва­ших интересов и возможностей.

  19. Что в этом романе от технической смекалки и знаний, а что — от научной фантастики?
  20. История того, как путешественники обустроились на необитаемом острове, предлагает описание того, как возможно выживание коллектива в трудных услови­ях. Для рядового шестиклассника все ре­шения и находки этих отважных людей могут представляться решениями из области научной или даже ненаучной фантастики. Но для некоторых учеников со спортивной подготовкой и тренировкой или навыками в области техники многое покажется доступным. Например, вопрос о сооружении жилища в условиях, в кото­рые попали герои, для опытных турис­тов не проблема. Так что ответ требует оценки собственных возможностей. Для одних ответ — возможность показать свою подготовленность устроить свой быт в условиях экстремальных, непривыч­ных. Для других — сигнал, который под­сказывает необходимость овладения прие­мами выживания в нестандартных усло­виях.

  21. Считаете ли вы, что и для сегодняшнего дня роман остается научно-фантастическим, или он стал только приключенческим романом?
  22. О Жюле Верне говорят как о писателе, который предсказал многие открытия по­следующих лет. Однако, если открытие уже осуществлено, а его результаты во­шли в обиход людей, оно перестает счи­таться чем-то недостижимым. И рассказ о технических решениях, которые стали привычны для сегодняшнего дня, может специально не возникать. Нельзя же об­суждать возможность существования под­водной лодки, когда такие лодки давно бороздят океаны. Поэтому многие романы Жюля Верна сейчас мы воспринимаем как приключенческие произведения. Материал с сайта //iEssay.ru

  23. Составьте краткий словарик терминов, кото­рые используют колонисты, осваивая остров.
  24. Подумайте о том, одинаковый ли слова­рик вы могли бы создать, описывая каж­дого из колонистов. Наверное, сразу же ясно, что у Сайреса Смита и у его слуги Наба словарный запас различен и по со­держанию и по объему. Но освоение ост­рова требовало от всех участников общих усилий. При этом возникала потребность в употреблении новых слов — при общей работе каждый должен был понимать сво­его соучастника в этом труде. Так, в том словарике, который можно создать для колонистов, могут быть разделы слов, связанных с их деятельностью: «Слова­рик строителя», «Словарик ботаника», «Словарик морехода», «Словарик метео­ролога»…

  25. Сопоставляя произведения Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» и «Таинственный остров» Жюля Верна, составьте словарики робинзонов (по вашему выбору): «Словарь первого дня Робинзона», «Сло­варь первого дня на таинственном острове», «Сло­варь Робинзона-строителя», «Ботанический слова­рик двух «робинзонад» и т. п.
  26. Выбирайте такой словарь, который помог бы обогатить вас словами в соответствии с вашими ув­лечениями. Еще лучше, если вы сами придумаете название словаря.

    Работа по составлению словаря требует перечитывания текста, внимательного от­бора слов, которые вошли в ваш активный словарь, в ежедневный обиход. При этом словарики вовсе не должны представлять собой набор незнакомых слов. Слова «то­пор» и «пила» не могут быть исключены из словаря строителя, а «зерно», «пшени­ца», «виноград» — из словаря ботаника.

  27. Как вы оцениваете команду таинственного острова? Можно ли назвать членов этой команды «друзьями по несчастью» или настоящими друзь­ями?
  28. Если в начале своего приключения лю­ди, попавшие на таинственный остров, были всего лишь «друзьями по несчас­тью», то совместная борьба за выживание сплотила их и превратила в замечатель­ный, сплоченный коллектив. Этот путь создания коллектива в совместном труде и преодолении трудностей всегда вызыва­ет уважение читателя и стремление под­ражать этим чудесным людям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Верн Жюль -