В чем трагедия Офелии? (по пьесе В. Шекспира «Гамлет»)
М. Цветаева
«Диалог Гамлета с совестью»
Образ Офелии — один из ярких примеров драматического мастерства Шекспира. Ее жизнь показана как бы пунктиром: прощание с Лаэртом, разговор с отцом, рассказ о безумии Гамлета, беседа и разрыв с Гамлетом, беседа перед сценой «мышеловки», сцена сумасшествия.
Офелия предстает перед нами во взаимоотношениях с братом, отцом, принцем Гамлетом, в которого она влюблена. Воспитанная при дворе, героиня очень одинока. Она окружена людьми, которым нет до нее никакого дела. Девушка — лишь игрушка, орудие в чужих руках. Ее любовь к Гамлету становится ставкой в дворцовой игре. Родной отец, Полоний, шпионит за ней, и узнав, что она встречается с принцем, пытается помешать этой любви. Притом не только потому, что его дочь ниже Гамлета по положению, но и потому, что Гамлет — из другого лагеря, он — соперник Клавдия, на которого делает ставку Полоний. И отец, и брат требуют, чтобы она отказалась от любви к принцу. Офелия — послушная дочь, она не привыкла перечить никому. И дело не в том, что она лишена воли и самостоятельности. Просто и она сама не до конца верит в серьезность намерений Гамлета. При этом с Лаэртом она держится более свободно и на его предостережения отвечает полушутливо:
Только, милый брат,Не будь как грешный пастырь, что другимУказывает к небу путь тернистый,А сам, беспечный и пустой гуляка,Идет цветущею тропой утех,Забыв свои советы.Офелия перестает встречаться с Гамлетом и принимать от него письма. Любая девушка в подобном случае вправе ждать объяснения. Дело за Гамлетом. Но он занят мыслями о мести. Ему сейчас не до Офелии. Поэтому, когда король Клавдий просит Офелию поговорить с принцем, девушка соглашается, даже зная, что разговор будут подслушивать. Но ведь у нее нет другой возможности проверить истинность его чувств или убедиться в его безумии. Офелия доверчива, поэтому Гамлет именно на ней опробует роль сумасшедшего. Сцена разрыва между влюбленными полна драматизма. Гамлет не верит Офелии, он защищает собственную жизнь — ложью, игрой, безумием. Он пытается смягчить разрыв, говоря, что не разлюбил, а не любил никогда, притворялся, и жалеть о нем не стоит. Оскорбленная Офелия держится со спокойным достоинством, возвращая подарки:
Нет, принц мой, вы дарили; и слова,Дышавшие так сладко, что вдвойнеБыл ценен дар, — их аромат исчез.Возьмите же; подарок нам немил,Когда разлюбит тот, кто подарил.Понимает ли Гамлет, что Офелия подослана? В конечном счете, это неважно. Он знает, что девушка открыта и доверчива, что она все равно перескажет разговор с ним Полонию. Офелия совсем не умеет лгать, поэтому Гамлет и не пытается договориться с ней, как с Горацио. Материал с сайта //iEssay.ru
Последняя встреча Гамлета и Офелии происходит вечером перед спектаклем «Убийство Гонзаго». Гамлет усаживается у ног девушки, намеренно говоря резкости и даже пошлости. И Офелия терпеливо выносит все, подспудно уверенная в какой-то своей вине и безумии принца. А затем Гамлет убивает Полония, и девушка лишается единственной опоры в жизни. Человек, которого она продолжает любить, оказывается убийцей ее отца. Этого потрясения бедный рассудок не переносит. Логика безумия Офелии вмещает несколько навязчивых идей: это — смерть отца, растоптанная любовь, жестокость мира. Ее гибель — печальная закономерность: такому чистому, доверчивому существу нечего делать при дворе, где царит злоба и вероломство. Ее использовали и вышвырнули за пределы мира. И живое раскаяние Гамлета над ее могилой не может ничего исправить. Офелию слишком мало любили и никто не смог уберечь — в этом ее трагедия.