Своеобразие реализма Диккенса, например, в сравнении с реализмом Флобера, и заключается в попытке соединения этического и эстетического идеалов п
Тема: Жизнь и творчество поэта

Реализм и символизм Ч. Диккенса

Своеобразие реализма Диккенса, например, в срав­нении с реализмом Флобера, и заключается в по­пытке соединения этического и эстетического идеалов писателя в некое органическое целое. Это стремление писателя обусловлено, в первую очередь, своеобра­зием становления и развития реализма в Англии. Если во французской литературе реализм оформился в самостоятельное направление после эпохи роман­тизма, то в английской литературе романтизм и реализм оформились в художественные системы прак­тически одновременно. Поэтому становление и раз­витие реализма Чарльза Диккенса происходило под воздействием трех художественных систем — про­свещения, романтизма и нового реализма в тесном их взаимодействии и с доминированием реалисти­ческого начала.

Реалистическое начало в творчестве Диккенса оп­ределяет и отчетливую эволюцию тех персонажей, которые в его романах являются носителями зла. Овеянные романтическим демонизмом образы Фейджина и Квилпа уступают образу типа Джонаса Чезлвита, в котором Диккенс достигает более глубо­кой и реалистически убедительной характеристики природы зла. Джонас Чезлвит уже не просто коры­столюбивый убийца, но человек, раздираемый про­тиворечиями, которого мучают угрызения совести и немыслимые подозрения.

Если в «Оливере Твисте», «Николасе Никклби» и в «Лавке древностей» зло сосредоточено в одном человеке и лишено оттенков, то в более поздних романах писателя зло представляется как явление многогранное: зло — это не только предельная алч­ность Джонаса, но и лицемерие Пекснифа, нечисто­плотность и алчность миссис Гемп. Зло в «Мартине Чезлвите» — это уже не «готический» кошмар, а реальность художественной действительности, создан­ной писателем-реалистом. Зло теперь существует не за магическим кругом деяний «добрых» персонажей, а проникает в этот «непорочный круг» и сосуще­ствует наряду с добром. Теперь добро и зло при­сутствуют в каждом герое Диккенса и борьба между добром и злом происходит внутри самого героя.

Эволюцией эстетических и этических взглядов Диккенса объясняется и та значительная роль, ко­торая будет отведена в поздних романах писателя образам-символам. Эти образы-символы появляются уже в «Домби и сыне» — первом большом романе писателя. В художественном отношении наиболее удачном в этом романе является образ-символ же­лезной дороги, которая для Домби, боящегося всего нового, символизирует смерть. Для Диккенса же этот образ имеет двойственное значение. Железная дорога — это и символ прогресса (по убеждению писателя, она может улучшить условия жизни про­стого народа), и символ возмездия (под колесами экспресса гибнет негодяй Каркер).

Стремясь подчеркнуть типичные черты своих ге­роев, Диккенс обращается и к символическим при­емам. Так, например, зубы Каркера, о которых неоднократно напоминает читателям романа «Домби и сын» писатель, это не только гротескная деталь внешнего облика героя, но и символ, определяющий ту роль, которую Каркер играет в судьбе Домби и его семьи. Позже в романах Диккенса даже деталь в одежде героя будет содержать аллегорический смысл. Например, вестник смерти в «Холодном до­ме» — Талкингхорн постоянно появляется в черном, даже костюмом своим символизируя смерть. Материал с сайта //iEssay.ru

Символичны в романах Диккенса и имена героев. Даже через символическое осмысление звучания их имен писатель пытается выразить и их нравственную сущность, и внушить читателю совершенно определен­ное о них представление. Например, судебный крючок в «Оливере Твисте» назван Fang, т. е. коготь. В ро­мане «Мартин Чезлвит» гробовщик назван Mould — тление, а далеко не блещущие мягкосердечием дочери Пекснифа явно с иронией названы Merey — милосер­дие и Charity — благотворительность. Романы Диккен­са полны такими именами, как профессор Храп, преподобный мастер Длинные уши, лейтенант Убий­ство, преподобный Рева. Есть у него и персонажи, имена которых ничего не означают, но производят комическое впечатление самим своим звучанием.

Уже к моменту завершения романа «Крошка Доррит» социальных тайн для Диккенса не су­ществовало, поэтому на первый план в его романах выступает тайна человека. Реализм Диккенса стано­вится все более психологичным, а его символизм служит средством для реалистической типизации и в целом ряде случаев достигает высочайшего уров­ня, соответствующего лучшим образцам романа на­шего времени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
О творчестве Чарльза Диккенса Диккенс Чарльз Характеристика художественного мира Чарльза Диккенса