Преодоление самообмана (о романе «Дэвид Копперфилд» Ч. Диккенса)
В романе «Дэвид Копперфилд» отразились те качественные изменения в мировосприятии Чарльза Диккенса, которые стали характерными для третьего периода творчества писателя. Стремление к углубленному, философско-психологическому постижению жизни заставило Диккенса несколько по-иному трактовать и свои излюбленные темы. В первую очередь это касается темы «больших надежд».
Если в начале жизненного пути Дэвида Копперфилда «большие надежды» напрямую связаны с упрощенным пониманием героем жизни, с надеждой на то, что все проблемы решатся сами собой (например, смерть «злых героев» автоматически приводит к победе добрых героев»), что произойдет чудо (например, деньги мисс Бетси Тротвуд помогут Дэвиду достичь жизненного успеха), то в момент краха «больших надежд» обнаруживается их полная иллюзорность, самообман и эгоистическая слепота Дэвида. Недаром XXXV глава романа заканчивается обвинением, брошенным в лицо Дэвида: «Слепой! Слепой! Слепой!» Дэвид действительно слеп по отношению к любящей его Агнес. Он не желает, да и не может, ибо находится еще в плену иллюзий, увидеть истинность ее чувств и эгоистично делает подругу детства поверенной в своих отношениях с Дорой.
В романе «Дэвид Копперфилд», может быть, впервые «большие надежды» Чарльз Диккенс связывает с прозрением своих героев. И первым, кто не испугался и встал на путь прозрения, отрешившись от иллюзий самообмана, был Дэвид Копперфилд, самый близкий писателю по духу герой. Материал с сайта //iEssay.ru
Путь, который избирает Дэвид Копперфилд, имеет свои этапы. И первым этапом на жизненном пути героя к истинному счастью становится момент прозрения, преодоления самообмана, иллюзий «больших надежд», которыми, не подозревая о их разрушительной силе, живут даже самые светлые герои писателя. Для Дэвида моментом истины — нравственным прозрением — становится смерть Доры, которая открывает ему смысл их отношений, объясняет причины начавшегося охлаждения. Но саму истину — иллюзорность «больших надежд» — Дэвид постигает отнюдь не сразу. Смерть Доры только приводит его чувства и мысли в движение, заставляет «проснуться». И только «дорога» (заграничное путешествие) помогает ему до конца осознать происшедшее. Смерть Доры — это тот печальный опыт, который навсегда остается с Дэвидом как жизненный урок пагубности самообмана.