Чарльз Диккенс (1812-1870). Биография
Чарльз Диккенс родился в Портси, на юге Англии в 1812 г. Его отец, мелкий служащий адмиралтейства, был типичным неудачником: в молодости он мечтал стать актером, но так и не сумел осуществить свою мечту. Пристрастие к театру, требующее денег, привычка жить не по средствам, бездумные расходы, значительно превышавшие доходы скромного служащего, в конце концов, привели его, а заодно и всю семью Диккенсов, в тюрьму для должников, так превосходно позже описанную писателем в романе «Крошка Дорит».
Чарльз, которому едва исполнилось 12 лет, вынужден был бросить школу и начать работать на фабрике сапожной ваксы. Воспоминания об этом ужасном времени нашли отражение на страницах романа Диккенса «Дэвид Копперфилд» в известном эпизоде мытья бутылок. Кошмарные воспоминания об этом времени мучили Диккенса даже в зрелые годы. На всю жизнь в сознании писателя остался панический страх перед нищетой, принимавший порой фантастические размеры.
По понятным причинам систематического образования Чарльз Диккенс так и не получил. В 15 лет он был вынужден окончательно бросить учебу в платной гимназии и поступить клерком к адвокату. Его «университетами» стали личный жизненный опыт и чтение книг, достаточно интенсивное, но, в то же время, бессистемное. Вскоре он занимает должность репортера при одном из местных судов. Тогда же Чарльз Диккенс начал сотрудничать с мелкими лондонскими газетами и журналами, получая за свою работу гроши. Но юноша упорно продолжает трудиться, надеясь вскоре прославиться и утвердиться в качестве журналиста.
Чарльз Диккенс прекрасно знал Лондон. В огромном шумном и грязном Лондоне, на то время самом крупном городе Европы, он был как у себя дома. Типичный горожанин, плоть от плоти нового урбанистического общества, порожденного промышленной революцией и бурным развитием английского капитализма XIX в., Диккенс не просто знал этот город, он чувствовал его каждой клеточкой своего существа. Лондон «с его гнилыми трущобами, загаженной, вонючей рекой, доками, фабриками, с его банками, рынками и роскошными особняками богачей был источником его творчества». Он был первым, кто описал с таким глубоким знанием дела этот город, его дневную и ночную, темную и преступную жизнь, создав емкий образ многоликого Лондона.
Диккенс начал свою литературную деятельность с газетных очерков, посещая в качестве репортера «холодный дом» — здание королевского лондонского суда. Все, что он там видел и слышал, вскоре на страницах его романов вылилось в обобщенные, почти символические образы английского общества середины XIX в. В 1833 г. никому не известный двадцатиоднолетний репортер Чарльз Диккенс прочел в журнале «Мансли мэгезин» ("Monthly Magazine") свой первый рассказ «Обед в аллее тополей».
Работая по ночам, Диккенс создал свое первое оригинальное произведение — серию знаменитых очерков о Лондоне и его обитателях. Эти очерки он подписывал псевдонимом «Воз». «Очерки Воза» понравились читателям, и вскоре издатель Хоггард опубликовал их отдельной книгой. Он же порекомендовал начинающего литератора владельцу одного крупного журнала. Чарльз Диккенс должен был придумывать краткие подписи к рисункам и карикатурам известного в те годы художника Сеймура. Так родились «Посмертные записки Пиквинского клуба».
С «Очерками Воза» Чарльз Диккенс вошел в английскую литературу, а романом «Посмертные записки Пиквинского клуба» (1836—1837) он утвердился в ней как самобытный и оригинальный художник слова. Роман издавался отдельными частями. Он был пронизан мягким юмором и повествовал о приключениях толстого и добродушного холостяка мистера Пиквика, а также его молодых друзей и почитателей — Сиодграсса, Тапмена и Уинкля. В то же время первый роман Чарльза Диккенса является острой сатирой на английское правосудие.
По своему жанру «Посмертные записки Пиквинского клуба» очень близки так называемым «спортивным повестям», весьма распространенным в то время в Англии. Их прямыми предшественниками были популярные в свое время романы «больших дорог». Диккенс не случайно избрал именно этот жанр: в силу своей специфики он допускал большую свободу действий персонажей, позволял без особого ущерба для целостности романа прерывать повествование, вводить новые темы и новых героев. Странствия «пиквинистов» позволили писателю создать на страницах своего романа убедительную картину современной Диккенсу Англии. Мистер Пиквик в общем-то — типичный представитель английской буржуазии, достаточно комический персонаж, не лишенный как привлекательных, так и не очень приятных черт, постепенно на наших глазах превращается в странствующего рыцаря, по определению Достоевского, в Дон Кихота XIX в., а его преданный слуга Сэм Уэллер — в верного Санчо Панса. Так, уже на страницах первого романа Чарльза Диккенса появляются образы людей не от мира сего, столь дорогие сердцу писателя, утверждающие, вопреки всем жизненным обстоятельствам, всепобеждающее добро.
Несомненной творческой удачей писателя стал образ слуги Пиквика — Сэма Уэллера. Этот лондонский простолюдин, благодаря своей исключительной находчивости и остроумию, не раз спасал мистера Пиквика и его друзей. До сих пор являются популярными так называемые уэллеризмы — поговорки и прибаутки, которыми пересыпал свою речь этот весельчак из народа. Вот лишь некоторые из них: «В путь так в путь, — как сказал джентльмен, проваливаясь в прорубь во время катания на коньках»; «Вот теперь все в порядке, — как сказал король, отрубив головы членам парламента»; «Долой меланхолию! — как сказал мальчишка, когда померла его учительница»; «Дело сделано, и его не исправишь, и это — единственное утешение, — как говорят в Турции, когда отрубят голову не тому, кому следует».
К середине 30-х гг. Чарльз Диккенс был уже известным и популярным писателем Англии. Его новые произведения пользовались большим успехом у читающей публики, а его общественная деятельность привлекала к нему и вызывала любовь у простых английских тружеников. Популярность писателя в народе была столь велика, что ему несколько раз предлагали баллотироваться в парламент, однако на эти предложения Диккенс отвечал неизменным отказом. Он был не только великим писателем, но и одним из самых известных людей своего времени, мнением которого «буквально по всем вопросам интересовался мир».
Еще в раннем детстве у Чарльза Диккенса обнаружился талант чтеца. В зрелые годы он стал одним из первых, кто рискнул основать в Англии театр одного актера. Мастерски исполняя свои собственные произведения, он неизменно собирал многочисленных зрителей не только в Лондоне, но и в Эдинбурге, Париже, Нью-Йорке. Материал с сайта //iEssay.ru
По свидетельству датского сказочника Андерсена, Чарльз Диккенс был идеальным отцом. Он вместе со своей супругой Мэри Хоггард, дочерью известного издателя, вырастил и воспитал троих сыновей и семерых дочерей. Диккенс, несмотря на страшную загруженность работой, уделял детям много внимания. Все они получили хорошее воспитание и образование и заняли достойное место в обществе. Старший сын Диккенса стал адмиралом флота, младшие сыновья успешно занимались скотоводством в Австралии. Всю жизнь с любовью и теплотой они отзывались о своем отце и всегда ценили ту доброту, которая окружала их в отчем доме.
Чарльз Диккенс умер сравнительно молодым, переполненный творческой энергией и новыми замыслами. Пустячный нарыв на ноге, на который писатель не обратил никакого внимания, привел к гангрене, перешедшей в общее заражение крови, и 9 июня 1870 г. великого писателя не стало. «Вся Англия оплакивала его, как не оплакивала ни одного из своих героев», — писал Г. К. Честертон.
Еще в 1852 г., огорченный смертью одного из своих близких друзей, Диккенс написал поразительные строчки, свидетельствующие о его отношении к жизни и смерти: «Друзья падают вокруг меня, как осенние листья вокруг дуба. Страшная коса косит без пощады, без передышки, срезая лучшие колосья. Но будем крепиться. Жизнь ведь только плохой сон, которому смерть служит пробуждением».
Чарльза Диккенса похоронили в Вестминстерском аббатстве — усыпальнице прославленных людей Англии — между могилами Шекспира и Филдинга.