Вопросы и ответы к рассказу С. Цвейга «Невозвратимое мгновение»
- Оцените рассуждение автора, которым он начинает миниатюру: «Судьбу влечет к могущественным и властным. Годами она рабски покорствует своему избраннику — Цезарю, Александру, Наполеону, ибо она любит натуры стихийные, подобные ей самой — непостижимой стихии». С чем вы согласны и с чем не согласны в этом рассуждении?
- В чем вы видите особенности композиции исторической миниатюры? Можно ли считать, что она полностью отражена в названиях главок миниатюры? Попробуйте обосновать свой вывод.
- Внимательно перечитайте кульминационную главку. Согласны ли вы с ходом рассуждений и выводами автора?
- Попробуйте дать хотя бы краткую характеристику одному из исторических героев, изображенных на страницах этой миниатюры.
- Как бы вы охарактеризовали главные особенности творчества Стефана Цвейга, которые заметили в этой миниатюре или в других, прочитанных вами произведениях? Приведите примеры из текста.
Многие читатели не хотят принять стремление автора сделать судьбу почти живым и реальным участником и судьей событий.
Такое толкование едва ли может удовлетворить читателя-реалиста. Непреодолимая сила судьбы, рока не приемлется большинством читателей. Чаще в споре по этому поводу противники всевластия судьбы выдвигают как важнейшие доказательства важность конкретных обстоятельств и их неожиданного стечения и взаимодействия.
У рассуждения есть и продолжение, которое касается обычных людей. Внимательно прочитайте и согласитесь или поспорьте: «Но иногда — хотя во все эпохи лишь изредка — она вдруг по странной прихоти бросается в объятия посредственности. Иногда — и это самые поразительные мгновения в мировой истории — нить судьбы на одну-единственную трепетную минуту попадает в руки ничтожества. И эти люди обычно испытывают не радость, а страх перед ответственностью, вовлекающей их в героику мировой игры, и почти всегда они выпускают из дрожащих рук нечаянно доставшуюся им судьбу».
Мы видим, что и это суждение столь же романтично и пронизано верой во всевластие судьбы. У человека обычного, того, кого Цвейг именует посредственностью, практически нет шансов на главную роль в событиях, и он, как правило, на это и не претендует: иные возможности порождают и иные запросы. И способность реально оценивать свой масштаб требует от обычного человека ничуть не меньшего мужества, чем такая же способность у человека гениального. Для Цвейга важны только великие люди и перед ними он не только преклоняется сам, но и с полным убеждением заставляет склонить голову и саму судьбу. Для большинства людей такая заносчивость и аристократизм не свойственны и мы с уважением смотрим на судьбу любого человека.
Главы новеллы: «Груши», «Ночь в Кайу», «Утро Ватерлоо», «Ошибка Груши», «Решающее мгновение в мировой истории», «После полудня», «Развязка», «Возврат в повседневность». Композиция новеллы полностью отражена в названиях глав, которые ее составляют и отчетливо подчеркивают ее кульминацию: едва ли может быть два решающих мгновения у одной истории. Оценивая роль каждой из крохотных главок новеллы, мы видим, как подготавливается кульминация: накапливаются сведения, которые связаны с Груши, обрушиваясь затем его ошибкой и приводя к поражению. Естественно также, что «Возврат в повседневность» — своеобразный эпилог.
Автор настойчиво убеждает нас, что именно та секунда, в которую Груши решил слепо следовать приказу Наполеона, предопределила поражение под Ватерлоо. Груши не пришел на помощь, и армия Наполеона была разбита. Автор видит только такое объяснение событий. Военная история знает множество трудов, которые оценивают это событие, и не нам, читателям без специальной подготовки, предлагать свое решение. Но очевидно также и то, что теперь военная наука определила то множество причин, которые породили это событие. И нам, читателям, имеющим определенные взгляды на ход истории, решение Цвейга не кажется единственно верным. Решение писателя очень эффектно с точки зрения яркости преподнесения событий, оно носит чисто эмоциональный характер, и чаще всего мы, подумав, от него отказываемся. Художественный текст живет в этой новелле так напряженно, как это часто свойственно драматургии. Материал с сайта //iEssay.ru
Среди героев, которые изображены в новелле, наиболее полно дан Груши. Именно ему посвящена первая глава новеллы и в ней — четкая характеристика этого человека. «Груши — человек заурядный, но храбрый, усердный, честный, надежный, испытанный в боях начальник кавалерии, но не больше, чем начальник кавалерии… Что Груши не герой и не стратег, а только надежный, преданный, храбрый и рассудительный командир, — Наполеону хорошо известно… На одно мгновение, на один день скромный Груши покидает свое место в военной иерархии, чтобы войти в мировую историю. Только на один миг, но какой миг!» Так происходит наше знакомство с Груши. И в главе «Ошибка Груши» мы узнаем, как эта ошибка определила поражение Наполеона. И описание этого события — завершение рассказа о судьбе Груши как героя истории.
Произведения Стефана Цвейга отличают драматизм повествования, стремительность развития сюжетов, напряженность изображения характеров, насыщенность языка, романтичность и приподнятость манеры повествования. В учебнике-хрестоматии вы прочли одну из новелл цикла «Звездные часы человечества». Само название этого цикла дает возможность ощутить отношение писателя к истории и ее героям. Автора привлекает яркость, сила, необычность, отталкивает серость и обыденность. Даже в ординарном герое — Груши — он находит краткий отблеск славы.