«Божественная комедия» Данте Алигьери как памятник возлюбленной, силе любви
«Божественная комедия» Данте Алигьери, безусловно, является памятником возлюбленной и силе любви, так как почти все свои произведения Данте посвящал девушке, в которую был безответно влюблен. Беатриче Портинари он видел несколько раз, но она стала для него не только идеалом, но и чем-то возвышенным, перед чем он преклонялся.
Смысл «Божественной комедии» очень многогранен: это воспевание любви к Беатриче, своеобразный призыв к переустройству мира, желание предостеречь людей от совершения грехов и дальнейших мучений в Аду. Если предположить, что «Божественная комедия» не вымысел, то разве справедливы «томления всем желаньем без надежды» некрещеных младенцев, мучения самоубийц, которые и при жизни довольно настрадались, если ушли из нее добровольно. Но самое глубокое сочувствие вызывает рассказ Франчески в пятой песни «Ада». Люди нашли друг друга, обрели свое счастье, но им суждено умереть и находиться в Аду. Но любовь сильнее адских мучений, так как ничто не способно истребить настоящие чувства: «Нет большего мученья, как о поре счастливой вспоминать в несчастье...». Паоло и Франческа стали таким же символом высокой, победившей смерть любви, как Ромео и Джульетта. Сострадание Данте к ним настолько велико, что он «пал без чувств, как падает мертвец».
Перед вступлением в Ад Данте смятен и растерян, но уверенность в дальнейших действиях ему дают Вергилий и Беатриче, посланная Мадонной. Значит, в тот момент опорой для Данте стал не только человек искусства, но и любовь. Над всем главенствует тема судьбы Данте. Ему открылись тайны, запретные для других людей; Беатриче, которую он любил, преображается в мудрость, царящую в Раю. Он сам судит человечество, не скрывая своих отношений и чувств.
Главной темой практически всех литературных произведений стала любовь. Основа «Божественной комедии» — идея единства людей, их взаимной любви. Комедия Данте является, наверное, единственным памятником поэзии, в котором так запечатлен образ его автора, его величайшей любви.
«Божественная комедия» — призыв не только к переустройству жизни, но и призыв не бояться таких одухотворенных чувств по отношению к другим людям, как любовь Данте и Беатриче:
Коль пламенею любовью горящейСверх меры той, что для земли годится,И никнет взор твой пред силой клонящей,Не удивляйся: этим лишь крепитсяМогучесть зрения, с тем чтоб откровенноК открытым благам высей устремиться.Описания видений загробного мира были широко распространены в средневековой словесности. Для своей космической поэмы Данте избрал всем знакомый сюжет, но потусторонний мир, посещенный им, не похож на то, что довелось увидеть его предшественникам. И с ними он не считается. До него только двоим дано было проникнуть в область вечного: это были Эней и апостол Павел. Он, третий, удостоенный этой необычайной чести. И он, Данте Алигьери, посетив незримые царства, выносит людям свои скрижали, на которых изобличены преступления человечества и указан путь к спасению. «Божественную комедию» Данте Алигьери называют «Божественной книгой» не потому, что ее так называл поэт. Эпитет «Божественная» идет от его восторженных поклонников, читателей следующего после него поколения. Материал с сайта //iEssay.ru
Комедия состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». От плохого к хорошему. Из всех частей «Комедии» наибольшую известность и любовь приобрел «Ад». И наименьшую — «Рай». Сам Данте предупреждал большинство прочитавших «Ад» и «Чистилище»: «Не читайте «Рай»! Пропадете в бескрайнем море непостижимого...». Это объяснимо. В «Комедии» потустороннее не заслоняет земного. Так вот, эта особенность наиболее проявилась именно в первой части. У преисподней «связь с жизнью» налажена гораздо крепче, нежели у Чистилища и уж подавно у Рая. Узников Ада не волнуют богословские вопросы. Их помыслы — о земле с ее людскими заботами и страстями, о том, какую память о себе они оставили на ней. Ибо нравственные, душевные муки едва ли не страшнее огненного дождя, опаляющего их. В аду постигают высшую целесообразность мироустройства и справедливость неизбежного возмездия.
Божественен и слог комедии. О самом высоком, самом умном, самом сокровенном — обо всем писать на родном языке, улавливая его строй и дух в необработанной разноголосице местных диалектов, было не легко, требовало незаурядной творческой смелости, тонкого чутья. Впоследствии итальянский язык будут особенно хвалить за свойственное ему нежное и сладостное благозвучие. Все это смог объединить Данте Алигьери в своей действительно «Божественной комедии».
Предыдущее | Ещё по теме: | Следующее |
---|---|---|
- | Алигьери Данте | «Божественная комедия» Данте — отражение представлений писателя о мире |