Организация рабочего места (№1)
В помещении школьной мастерской установлено оборудование, предназначенное для выполнения определенного вида работ. Каждое из них размещено на определенной площади, удобной и безопасной для работы.
Рабочее место – это участок мастерской с необходимым оборудованием, инструментами и материалами, на котором выполняются практические работы. Основное оборудование рабочего места – верстак с установленными на нем тисками или зажимными устройствами. Для обработки древесины в мастерской устанавливают столярные верстаки, для обработки металлов – слесарные, а для обработки разного вида материалов – комбинированные (рис. 4).
Рис. 4. Верстаки: а – столярный; б – слесарный; в – комбинированный |
Рис. 5. Клинок и гребенка |
Для крепления деталей на столярном верстаке применяют клинок и гребенку. Гребенка с металлическим упором выставляется перед обрабатываемой заготовкой, а клинок – позади (рис. 5).
Рабочее место в школьной мастерской, на котором ты будешь производить разнообразные работы, должно быть оборудовано только необходимыми для работы инструментами и приспособлениями. Для удобства пользования инструментами и их хранения используют разнообразные укладки (рис. 6).
Рис. 6. Укладки для инструментов |
Результаты труда, его производительность, качество выполненных работ, а также затраты физических усилий работающего в большой степени зависят от конструкции, размеров и высоты верстаков. Они должны соответствовать росту работающего, чтобы он мог свободно вставать и садиться, выбирать удобное для работы положение и т. п.
Рис. 7. Определение соответствия высоты столярного верстака росту работающего |
Соответствие высоты столярного или комбинированного верстака для обработки древесных материалов росту ученика определяют так: нужно стать около верстака, положить на его крышку руку ладонью вниз. Если ладонь выпрямленной руки плотно соприкасается с поверхностью верстака без наклона туловища, то его высота соответствует росту работающего (рис. 7). Если это требование не выполняется, следует отрегулировать высоту верстака.
Оборудуя рабочее место столярным верстаком, его укомплектовывают деревянной ростовой подставкой (рис. 8). Благодаря ей верстак можно подстраивать под рост каждого ученика. В комбинированных верстаках такое регулирование осуществляется перемещением крышки верстака вверх или вниз с последующей фиксацией в нужном положении.
Высокая производительность труда при наименьшей усталости работающего достигается правильной организацией рабочего места, спланированным режимом труда и отдыха и соблюдением правил безопасного труда.
Рис. 8. Ростовая подставка |
Рис. 9. Рабочие зоны в горизонтальной плоскости |
Под правильной, рациональной организацией рабочего места подразумевают такое его содержание, когда все инструменты, приспособления, материалы размещены в удобных для использования местах, которые называются рабочими зонами.
Рабочая зона – это пространство, в пределах которого при удобном положении частей тела (туловища, рук, ног, головы) можно достать нужный инструмент или материал. Материал с сайта //iEssay.ru
Рис. 10. Рабочие зоны в вертикальной плоскости |
Рис. 10. Рабочие зоны в вертикальной плоскости |
На рабочем месте размещают лишь инструменты, необходимые для выполнения конкретной работы. Инструмент, который берут правой рукой, размещают справа, тот, который берут левой, – слева; который берут чаще, размещают ближе к себе, а тот, что используют реже, – дальше.
Все движения на рабочем месте выполняют в пределах досягаемости рук. Эту зону называют максимальной зоной досягаемости на рабочем месте. В горизонтальной плоскости ее учитывают при работе сидя (рис. 9), а в вертикальной – при работе стоя (рис. 10).