После гибели Западной Римской империи Запад погрузился во мрак упадка и варварства. К этому привели не столько варварские завоевания, сколько растерян
Тема: Средневековая культура западной Европы

Культура начала средневековья

После гибели Западной Римской империи Запад погрузился во мрак упадка и варварства. К этому привели не столько варварские завоевания, сколько растерянность и равнодушие населения. У людей не хватало ни сил, ни желания противостоять гнету жиз­ненных обстоятельств.

Но культурный упадок V-VII вв. был временным явлением. Постепенно формировалась европейская культура — новая, отличная от античной. Создали ее совместно греки, римляне, кельты, германцы, славяне и прочие народы. Слились их очень непохожие между собой культуры в одну, европейскую, благодаря христианству, которое само стало своеобразной культурой.

Монастырская школа. Миниатюра X в.

Церковь вместе с тем и оказывала содействие, и препятствовала ста­новлению европейской культуры. Так, она вселяла в человеческие души надежду на мир и покой, но боролась против античного многобо­жия, ввела суровую цензуру и этим едва не обрекла античность на забвение. В этом ее поддерживало государство.

XIV в. Из указа немецкого императора Карла IV о введении цензуры

...Чтобы книги на народном языке, а также трактаты и проповеди, которые могут породить лжеучение и лжепроповеди... изымались у белого и черного духовенства (то есть у священников и монахов), особенно у ми­рян, тем более что мирянам... согласно церковным предписаниям возбра­няется читать что-либо из Писания, пусть даже на простом языке, чтобы из-за плохого понимания они не впадали в ересь и заблуждение.

В VIII в. культурная жизнь в Западной Европе вновь возрождается. Немало усилий для этого возрождения приложил Карл Великий. Хотя сам он был полуграмотным (читал, но писать так и не научился), все же понимал, что без образованных помощников не обойтись и что подготовить таких по­мощников способна лишь церковь. Он специальным указом велел открыть при епископских дворах и монастырях школы для детей клириков и мирян.

VIII в. Из указа Карла Великого «Общее наставление»

Пусть устраиваются школы для обучения мальчиков чтению. Псал­мы, ноты, пособия по (церковному) пению и счету, грамматики и богослу­жебные книги в монастырях и епископствах должны быть исправлены. Ибо часто бывает, что некоторые, желая помолиться Богу, плохо молятся по неисправленным книгам. И не разрешайте мальчикам вашим портить их при чтении и письме. Если же будет надобность переписать Евангелие, Псалтырь или Молитвенник, пусть переписывают их с надлежащим старанием люди зрелого возраста.

Карл Великий велел разработать единый латиноязычный текст Биб­лии, а также специальный красивый шрифт для переписывания ее (он и стал прообразом нынешних печатных шрифтов). При монастырях открывались школы для переписывания христианских текстов и биб­лиотеки для их хранения. Церковные рукописные книги оформлялись в виде роскошных фолиантов, в обложках, украшенных золотом, сло­новой костью и драгоценными камнями. Страницы этих книг украша­ли великолепные миниатюры.

Переписчик книг. Миниатюра IX в.
Фолиант Евангелия. X в.
Фолиант Евангелия. X в. Разворот

Центром просвещения при Карле Великом стала придворная акаде­мия в Ахене, где работали наиболее образованные люди Запада, среди них — британец Алкуин, который рекомендовал учить детей не только богословию, но и грамоте и философии. Материал с сайта //iEssay.ru

Алкуин — преподаватель придворной академии в Ахене. Миниатюра X в.

Позаботился Карл Великий и о разви­тии архитектуры, особенно церковной. Его мастера построили свыше трехсот дворцов, соборов и монастырей. Величественные церковные сооружения, на стенах которых были изображены короли и епископы, не только тешили взор, но и прославляли власть — светскую и церковную.

После смерти Карла Великого в обста­новке войн, феодальных распрей и полити­ческого беспорядка школы начали закры­ваться. Огонек светской культурной жизни снова едва не угас. Культура вновь укрылась в монастырских стенах. IX—X вв. историки назвали периодом «культурного молчания».


Цензура — государственный или церковный контроль за содержа­нием художественных произведений и научных работ.

Фолиант — толстая книга большого размера.

Миниатюра — рисунок (часто цветной) в рукописной книге, отли­чающийся тонкой манерой исполнения.

Академия — высшее научное или учебное заведение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Картина мира и образ жизни средневекового человека История средних веков Лучшие литературные произведения средневековья