Касты и общины в средневековой Индии
Ещё в древности в Индии произошло деление общества на четыре варны (сословия). Это брахманы (жрецы), кшатрии (воины, правители), вайшьи (земледельцы, скотоводы, торговцы) и шудры (ремесленники, слуги, рабы).
В начале нашей эры в организации варн наблюдаются значительные изменения. Каждая варна стала делиться на более высшие и низшие касты (по-древнеиндийски «джати» – рождение, происхождение). Самой бесправной низшей кастой были так называемые «неприкасаемые», которых презирали. Они выполняли самую тяжелую и самую грязную работу: были слугами, вычищали мусор, забивали скот и др. К этой касте принадлежали и некоторые отсталые племена. В период Гуптов уже существовали десятки каст.
Принадлежность к определённой касте определялась происхождением человека, умением держаться, а также одеждой, прической, символической отметкой на лбу, культурой питания. Представители определенной касты имели характерный тип жилища. Никто не имел права самовольно перейти из одной касты в другую. Браки между представителями разных каст, как правило, запрещались. Однако в обществе не вызывали осуждения случаи, когда мужчина из высшей касты брал жену из более низкой.
Спецификой индийского общества с древности было наличие в нём сельской общины. Её основу составляли несколько десятков или сотен семей земледельцев-общинников, которые владели наделами и имели на них наследственное право. Община руководила ирригационными работами, организовывала необходимую взаимопомощь и оборону. Постановления общины нередко высекали на каменных плитах, вмурованных в стены храмов. Постепенно среди её членов начали выделяться ремесленники: кузнецы, плотники, гончары, каменщики, ткачи, медники и др. Они обслуживали общину и получали от неё всё необходимое для жизни.
Общину возглавлял староста и несколько его помощников. Большое общественное значение имел совет. То есть, индийская сельская община существовала как самоуправляющаяся единица, что обеспечивала себя всем необходимым. Это привело к почти полному отсутствию в средневековой Индии внутренней торговли между городом и селом, что тормозило развитие общества в масштабах всей страны.
Запись 918 года о сельской общине
Мы, члены собрания... села... приняли такое решение о выборах комитетов, начиная с этого года, ежегодно, а именно: «годового комитета», «комитета садов» и «комитета водоёмов».
[В селе] существует 30 родов. Члены каждого должны собраться и написать на специальных билетах для жеребьёвки имена тех (жителей), у которых есть более четверти поля земли, что облагается налогами, живут в домах, возведённых на их собственных участках; возрастом от 30 до 60 лет... смышленые в делах: телесно и духовно чистые; не выполняли общинных обязанностей в течение трёх лет и не являются близкими родственниками старшин, выполнявших общинные обязанности раньше. Материал с сайта //iEssay.ru
[Потом эти билеты] собираются в каждом квартале, и мальчик, который ещё не умеет различать знаки, вынимает их друг за другом с тем, чтобы от каждого квартала было избрано по одному человеку. Избранные таким образом 12 человек составляют «годовой комитет». До этого так же надо вытянуть билеты [с именами членов] «комитета садов», и 12 человек пусть составят «комитет садов». [Люди, записанные] на остальных шести билетах, образуют «комитет водоёмов».
Три комитета... пусть выполняют свои обязанности полных 360 дней...
Каста – замкнутая общественная группа, члены которой связаны происхождением, занятием и общественным положением.