Развитие культуры Руси в XIV-XV вв.
Монгольское нашествие и установление золотоордынского ига нанесли культуре Руси непоправимых потерь. Было уничтожено и взято в плен сотни талантливых ремесленников, что привело к упадку ремесленной деятельности, а ремёсла отдельных видов исчезли. Много архитектурных памятников было разрушено. Из-за отсутствия средств и мастеров на некоторое время прекратилось каменное строительство. Было утеряно большое количество письменных шедевров, произведений живописи.
Лишь во второй половине XIV в. на Руси начинается культурный подъем. Он был обусловлен успехами в хозяйственной жизни и первой великой победой над завоевателями в Куликовской битве. Возрастает роль Москвы как одного из главных культурных центров.
Важнейшие и самые трагичные события люди увековечивали в устном народном творчестве. Неизвестные авторы повествовали о битве на Калке, разорении Рязани ханом Батыем, битве на Неве и Ледовом побоище, битве на Куликовом поле и т. п. Народные певцы, исполнители былин возвеличивали мудрое и справедливое правление киевского князя Владимира «Красное Солнышко», подвиги богатырей земли русской — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. В XIV в. в новгородской земле были составлены былины о Василии Буслаеве и Садко. В них отразилось богатство и могущество Великого Новгорода.
В те времена создавали много песен, которые впоследствии назвали историческими. В них изображены простые люди, пытавшиеся остановить полчища Батыя. Например, героиня «Песни об Авдотье-Рязаночке» совершает подвиг. Она выводит из плена жителей Рязани и заново возрождает город. Восстание жителей Твери против ханского наместника прославлено в «Песне о Щелкане». Уникальным памятником русского эпоса является незаконченная поэма XIII в. «Слово о погибели Русской земли». Она воспевает силу и могущество христианской Руси, возвеличивает её правителей накануне монгольского нашествия: «О светло-светлая, дивно украшенная земля Русская!» Выдающимся произведением является «Задонщина», посвященная исторической победе на Куликовом поле.
Оригинальным жанром письменной литературы Северо-Восточной Руси стали «хождения», например «Хождение за три моря», написанное Афанасием Никитиным, или «хождение» новгородца Стефана и смоленчанина Игнатия к Константинополю и др.
Постепенно возрождалась письменность и книжное дело. Об уровне образованности свидетельствуют найденные в Новгороде берестяные грамоты. На бересте писали письма, хозяйственные записи, долговые расписки и т. п. Например, управитель загородного имения пишет к своему хозяину: «Михаил с поклоном к своему господину Тимофею. Земля вспахана, и уже нужно сеять. Господин, приезжайте, потому что всё готово, а без вашего приказа мы не можем взять рожь».
Рукописный инициал. Москва. XIV в. |
Книги XV-XVI вв. |
Культурный подъем сопровождался развитием книжного дела. Наибольшими книжными центрами были монастыри, где действовали скриптории и библиотеки. Выделялись книжные собрания Троице-Сергиевого, Кирило-Белозерского и Соловецкого монастырей. Книгописные мастерские существовали в городах, при княжеских дворах. Книги изготовлялись, как правило, на заказ, иногда — на продажу. Их писали на пергаменте, а с XIV в. на бумаге, которую завозили из других стран.
В начале XV в. в Москве была создана Троицкая летопись, главная идея которой — объединение русских земель. Это был первый общерусский летописный свод. В середине XV в. в Москве было написано краткое изложение всемирной истории — «Хронограф».
Успенский собор Московского Кремля. 1474-1479 гг. |
Интерьер Успенского собора |
В архитектуре с конца XIII в. возрождается каменное строительство. Первые каменные сооружения были построены в Твери. Князь Дмитрий Донской построил в Москве роскошный белокаменный Кремль. Самые древние памятники московского зодчества — Успенский и Благовещенский соборы. Новгород прославился величественным храмом Святой Софии, церковью Спаса Преображения, храмом Спаса на Нередице и др.
Вторую половину XIV — начало XV вв. называют «золотым временем» настенной живописи Северо-Восточной Руси. Успешно творил в Новгороде талантливый художник Феофан Грек. Он приехал из Византии на Русь во второй половине XIV в. уже зрелым живописцем и прославил новую родину. Сначала Феофан работал в Новгороде, а впоследствии — в Москве. К сожалению, росписи Феофана в московских храмах не сохранились, но его новгородские работы и ныне поражают духовностью, стремлением к гармонии.
Оклад Евангелия. Москва. XV в. |
Обучение грамоте. Миниатюра. XVI в. |
А. Рублёв. Троица. Икона. 1420-ые гг. |
Продолжателем дела Феофана Грека считают выдающегося художника Андрея Рублёва (ок. 1360-1430). В 1405 г. Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля. Самая известная работа Андрея Рублевая — знаменитая икона «Троица», написанная «в похвалу Сергию» для иконостаса Троицкого собора Тронце-Сергиевого монастыря. В ней художник выразил гуманистическую идею мира, единения и согласия между людьми.