Церковь стала очень богатой. Высшее духовенство (епископы, аббаты) купалось в роскоши, мирян же призывало жить в бедности. У многих это вызывало
Тема: Религия и церковь в жизни средневековой Европы

Средневековые ереси. Инквизиция

Церковь стала очень богатой. Высшее духовенство (епископы, абба­ты) купалось в роскоши, мирян же призывало жить в бедности. У мно­гих это вызывало протест.

XII в. Из разоблачительного выступления против недостатков епископов

Бывший монах... получил епархию... Он через два года, словно голод­ный кабан, оброс жиром. Когда-то его удовлетворяла вода из монастыр­ского источника, теперь он потребляет такой поток крепких вин, что его несут в кровать на руках пьяным... А потом вы увидите, как тысячами тысяч стекаются его родственники... заявляя: я родственник епископа, я член его семьи. И епископ делает одного каноником, другого казначеем... А те, кто долго служил, не получают ничего...

Суд инквизиции. Художник П. Берругете. XV в.

Недовольных церковными порядками хватало даже среди самого духо­венства, не говоря уже о бюргерах и крестьянах. Многим казалось, что цер­ковь испортилась, что священники превратно толкуют мирянам Библию. При этом предлагалось иное толкование отдельных библейских сюжетов. Произвольные толкования Святого Писания церковь считала еретически­ми, т.е. богохульными. Понимая, что ереси направлены против нее, церковь с помощью государственной власти вела с ними решительную борьбу. Как именно? Готовила богословов, которые публично доказывали ошибочность и вредность еретических вероучений. Иногда же признавала отдельные утверждения еретиков правильными и этим делала их безопасными для себя. Но чаще всего она просто затыкала рты еретикам, сжигая их на костре.

Ереси охватывали многих горо­жан, крестьян, мелких рыцарей. Иногда такие еретические движения были направлены не только против церковных пороков, но и против своеволия феодалов и сливались с крестьянскими восстаниями.

Наиболее грозным для церкви было движение катаров («чистых») или альбигойцев (от названия фран­цузского города Альби) в XII—ХШ вв. Оно распространилось во Франции, Италии, Англии, Северной Герма­нии — охватило едва ли не всю Европу. Катары (альбигойцы) не соглаша­лись с рядом положений христианс­кого вероучения, были стойкими в своих еретических взглядах и му­жественно шли за них на смерть.

Напуганная церковная власть организовала против альбигойцев Крестовый поход и специальное судилище — инквизицию. Кресто­носцы руководствовались советом папского наместника поручить Богу разобраться, кто еретик, а кто нет, и никого не щадили. Во французской области Лангедок они погубили множество людей. Не дремала и инквизиция. Один только испанский инквизитор Торквемада отправил на костер тысячи еретиков. Материал с сайта //iEssay.ru

XIII в. Из труда Цезария Гейстербахского «О ереси альбигойской»

Альбигойцы признают два начала: бога доброго и бога злого, который, говорят они, сотворил все тела, тогда как добрый бог — все души... Воскре­сение тел они отрицают; смеются над всеми благодеяниями, которые оказы­вают живые мертвым (то есть над заупокойными службами). Посещать церковь и молиться там они считают бесполезным делом, крещение отвергают...

Но все же пламя еретических движений полностью погасить церкви не удалось.


Инквизиция — церковный суд по делам еретиков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Рыцарско-монашеские ордена История средних веков Христианизация Европы