Христианство в начале эпохи Средневековья
В начале эпохи Средневековья христианство уже почти два века было официальной религией Римской империи. Поддержка церкви со стороны государства способствовала её административному и экономическому укреплению.
А. Дюрер. Иоанн и Пётр. 1526г. |
С середины IV в. наблюдается определённое различие в отношениях церкви и государства на Востоке и на Западе империи, что объяснялось особенностями политической жизни. На Востоке сохранялась сильная императорская власть, что приводило к подчинённому статусу церкви. В то же время на Западе междоусобицы и постоянные нападения варваров ослабили государственную власть, в результате чего выросло влияние римских епископов. Оно укреплялось несколькими факторами: во-первых, авторитетом Рима как давней столицы великой империи; во-вторых, по преданиям, в Риме жили, проповедовали и приняли мученическую смерть святые апостолы Пётр и Павел; в-третьих, церковь учила, что апостол Пётр наместник Иисуса Христа на Земле. Именно апостол Пётр был первым римским епископом. Уже в V в. римские епископы присвоили себе титул главы церкви и их начали называть папами (с греч. отец).
А. Дюрер. Марк и Павел. 1526 г. |
Символами папской власти стали два скрещенных ключа, золотой и серебряный, апостола Петра, прежде простого рыбака. Они изображены на гербе Ватикана. Считается, что именно Петру Иисус Христос доверил ключи от Царства Небесного. Символами папской власти также считают тиару — тройную корону с крестом, посох и перстень рыбака. Основу тиары составляет епископская митра, на неё будто положены три короны, они символизируют тройную власть папы: он и судья, и законодатель, и первосвященник.
Папы унаследовали авторитет и апостольскую благодать святого Петра. Это позволило им добиваться верховенства над светскими правителями. Для утверждения этой идеи большое значение имело учение епископа Августина Аврелия (354 430). Это был выдающийся философ-богослов, который заложил идейные основы средневекового западного христианства. Самый известный труд Августина — «Исповедь». В нём он анализирует свои поступки и желания с позиции совести — нового морально-этического христианского понятия, неизвестного человеку Античности. Свое видение проблем государства, отношений церкви и светской власти Августин описал в трактате «О граде Божьем». В мироздании он различал небесное и земное. Материал с сайта //iEssay.ru
Святой Августин из Гиппона |
Мозаика базилики св. Марка в Венеции |
Передача св. Петру ключей от рая. Миниатюра. XI в. |
Град Божий, основанный на любви к Господу, — это небесный мир, Иерусалим; град земной зло и страсти, город дьявола, Вавилон. Цель человечества — создание на земле града Божьего, царства справедливости, что ста нет возможным, когда человек перестанет грешить, будет иметь добро в душе и совершенство в поступках. Для Августина человек важнее государства, потому что лишь вера и самоусовершенствование человека приближают его к граду Божьему. Впоследствии Августина признали святым и стали называть Августин Блаженный.
На Западе христианскую церковь возглавил Папа Римский, а на Востоке Патриарх Константинопольский. Между ними не утихали бесконечные споры о первенстве и значимости в христианском мире, хотя условия их существования отличались. На Востоке продолжалось фактическое огосударствление церкви, она зависела от воли императора, а на Западе папа пытался подчинить светских правителей своей власти.
Трактат – научный труд, где подробно рассматривается определённая проблема.
Совесть – осознание и чувство моральной ответственности за своё поведение и поступки перед собой, людьми, обществом.