После смерти Мухаммеда мусульманское государство возглавляли его ближайшие соратники, которых назвали халифами - 'преемниками' проро
Тема: Арабский халифат

Халифат при Омейядах и Аббасидах

После смерти Мухаммеда мусульманское государство возглавляли его ближайшие соратники, которых назвали халифами — «преемни­ками» пророка.

Первые халифы, происходившие из богатого и влиятельного мекканского рода Омейядов, понимали, что для укрепления своей власти и ис­лама нужны победные войны, которые сплотили бы арабов, рассеянных по разным странам. Они, прежде всего высокий и статный Омар, напали на Византийскую и Персидскую империи, надеясь на поддержку со сто­роны тех арабов, которые служили в византийском и персидском войс­ках. Халифы не прогадали, поэтому к началу УШ в. арабы уже хозяйни­чали в Иране, Сирии, Египте, Северной Африке, Средней Азии — вплоть до китайских границ. В начале VIII в. они вторглись в Западную Европу — завоевали вестготскую Испанию. Такой исполинской империи, как Арабский халифат, не знала вся предыдущая ис­тория. Арабы сунулись было в Галлию, но там их победил в бою при Пуатье (732 г.) король франков Карл Мартелл.

Исламский, ученый с Кораном в руках. Фото

Омейяды сделали своей столицей сирийский город Дамаск. Покоренными территориями руководили наместники халифа — эмиры.

«Священная война», как и рассчиты­вали халифы, действительно сплотила всех арабов, наживавшихся на военных походах. Она разительно изменила их быт. Кочевники-бедуины становились оседлым населением, привыкали жить в городах.

Распространение ислама до 750 г.

К немусульманам арабы относились пренебрежительно, как этого тре­бовала их религия. Между мусульманами и «неверными» установилась четкая граница. «Неверным» чужакам запрещалось вести образ жизни «правоверных» арабов, арабам — жить так, как жили «неверные».

В VII в. все проповеди и высказывания Мухаммеда записали. Так по­явился Коран. Его установки и правила стали шариатом — непрелож­ным законом для «правоверных».

Средневековый автор о положении немусульманского населения в Арабском халифате

Здесь лишь изредка можно встретить... мусульманина, который умел бы писать... В Сирии и Египте писцами являются христиане, так как мусульмане полагаются на их знание языка и не утруждают себя изучением, по примеру неарабов, арабского языка... В Сирии большинство сортиров­щиков монет, красильщиков, менял и дубильщиков — евреи, большин­ство врачей и писцов — христиане.

Арабы плохо ладили не только с «неверными», но и между собой. Политическая обстановка в Халифате была напряженной. Почти все ха­лифы из рода Омейядов погибли насильственной смертью. В конечном счете, в середине VIII в. власть халифов перешла к Аббасидам — потом­кам Аббаса, дяди пророка Мухаммеда. Своим пристанищем Аббасиды сделали город на р. Тигр, позже получивший название Багдад («Богом данный»).

В отличие от Омейядов Аббасиды воевали не под белым, а под черным флагом.

Халифат — необъятный, но непрочный — сразу же начал развали­ваться. От него откололись Испания, Северная Африка и Египет. В 1258 г. его разгромили монголы. Материал с сайта //iEssay.ru

В середине VII в. халифом стал Али — родственник Мухаммеда. Но не все «правоверные» признали его власть. Сторонников Али назвали шиитами, их противников — сунитами. Этот раскол в мусульманской общине не преодолен и до сих пор.


Халиф — в ряде мусульманских стран — монарх и вместе с тем глава тамошних мусульман.

Коран — священная книга мусульман.

Шариат — установки и правила, по которыми живут мусульмане.

Суниты — мусульмане, которые считают источником вероучения не только Коран, но и дополнение к нему — Суну (составлена в VII-IX вв.).

Шииты — мусульмане, которые признают наследниками Мухам­меда лишь его родственника Али и его наследников.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Халифат во времена Омейядов и Аббасидов История средних веков -