Вопрос 1. Какие условия необходимы для возникновения живых организмов по мнению древнегреческих философов? Древнегреческие философы считали, что
Тема: Происхождение и развитие жизни

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

Вопрос 1. Какие условия необходимы для воз­никновения живых организмов по мнению древне­греческих философов?

Древнегреческие философы считали, что живые организмы возникают из неживых пу­тем самозарождения. По мнению Аристотеля, должно существовать некое «активное нача­ло», которое способно, используя неживую ма­терию, создать живой организм. Он считал, что такое активное начало присутствует в оп­лодотворенном яйце, солнечном свете и гнию­щем мясе.

Вопрос 2. В чем заключается смысл опытов Ф. Реди?

В начале XVII в. было распространено убеждение, что личинки мух самопроизвольно зарождаются из гнилого мяса. Франческо Ре­ди (1626-1698) в своих опытах решил опро­вергнуть это заблуждение. Он помещал мясо в сосуды и часть из них закрывал марлей. В со­судах, закрытых марлей, куда не могли по­пасть мухи, личинки не появлялись, а в от­крытых через несколько дней обнаруживалось множество личинок. Опыты Ф. Реди нанесли серьезный удар по теории самозарождения и подтвердили концепцию биогенеза, согласно которой жизнь может возникнуть только из уже существующей жизни.

Вопрос 3. Опишите опыты Л. Пастера, доказы­вающие невозможность самозарождения жизни в обычных условиях.

Луи Пастер в своих опытах пользовался колбами собственного изобретения с длинным тонким горлышком в форме буквы S. Он нали­вал в колбу питательный бульон и кипятил его на огне, оставляя горлышко открытым. Это было важно, поскольку считалось, что причи­ной отсутствия самозарождения жизни в за­крытых сосудах является невозможность про­никновения в них «жизненной силы», необхо­димой для самозарождения. Пастер в своих опытах не препятствовал возможному проник­новению «жизненной силы» в колбу, однако не давал попасть туда микроорганизмам (они оседали на изгибах трубки). В итоге бульон мог храниться долгое время, оставаясь сте­рильным. Если же горлышко отламывали, то бульон очень быстро мутнел из-за появления в нем бактерий.

Вопрос 4. Что вам известно о гипотезе вечности жизни?

Гипотеза вечности жизни, или гипотеза ста­ционарного состояния, утверждает, что жизнь на Земле никто не создавал, поскольку она су­ществует вечно. Виды тоже никогда не возни­кали, они были и есть, а эволюции не сущест­вует. Может происходить лишь изменение чис­ленности видов или их вымирание. Гипотеза вечности жизни была выдвинута немецким ученым В. Прейером в 1880 г. Он предполагал, что даже раскаленные области внутри земного шара могут являться скоплением живых орга­низмов со своим обменом веществ.

Вопрос 5. Какие вы знаете материалистические теории возникновения жизни?

Существует несколько основных концеп­ций возникновения жизни:

• жизнь была создана Творцом в определен­ное время (креационизм);
  • жизнь возникла самопроизвольно из не­живого вещества (этой точки зрения придер­живался, в частности, Аристотель);
  • жизнь существовала всегда — концепция стационарного состояния (см. ответ на вопрос 4 к  4.14);
  • концепция панспермии — внеземного происхождения жизни (см. ответ на вопрос 6 к 4.14);
  • концепция происхождения жизни на Зем­ле в историческом прошлом в результате про­цессов, подчиняющихся физическим и хими­ческим законам.

Полностью идеалистической является толь­ко первая из этих концепций, полностью мате­риалистической — только последняя. В закон­ченном виде ее сформулировал А. И. Опарин в 20-е гг. XX в. Правильность ее основных по­ложений была подтверждена в дальнейшем многими учеными (см. ответы на вопросы 1-5 к 4.15).

Вопрос 6. Что вы думаете о гипотезе занесения жизни на Землю из космоса? Материал с сайта //iEssay.ru

Гипотеза панспермии, или занесения жиз­ни извне, была выдвинута шведским физиком и химиком, создателем теории электролитиче­ской диссоциации и гипотезы о парниковом эффекте Сванте Аррениусом (1859-1927). Он утверждал, что жизнь попала на нашу планету из космоса вместе с метеоритами или космиче­ской пылью, перемещающимися под давлени­ем лучей света. Примером, свидетельствую­щим в пользу этой гипотезы, является спо­собность некоторых организмов переносить крайне неблагоприятные условия. Споры и се­мена растений способны длительное время на­ходиться в жидком кислороде и азоте и при этом не терять всхожести. Сперматозоиды, на­ходившиеся десятки лет в замороженном со­стоянии, сохраняют способность к оплодотво­рению. Споры бактерий выдерживают колеба­ния температур от -273 до +140 °С. Данная гипотеза не лишена права на существование, однако она не решает проблему собственно возникновения жизни.

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни Биология Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна