Тема: Биология человека

Строение и функции лейкоцитов

Лейкоциты развиваются в костном мозге из его стволовых клеток. Лейкоциты имеют шаровидную форму и ядро, способны к активному передвижению. Они могут выходить, из крови в ткани и возвращаться обратно в кровь. В одном мм3 (мкл) крови здорового человека содержится 4000-9000 лейкоцитов. Количество лейкоцитов в крови колеблется в течение суток: их число увеличивается после еды и во вре­мя мышечной работы, уменьшается в утренние часы. Функцией лейкоцитов является захват, поглощение и внутриклеточное переваривание чужеродных частиц, про­дуктов распада клеток, микробных тел, участие в защитных реакциях организма. По форме ядра, составу цитоплазмы и назначению лейкоциты подразделяют на 2 группы: зерни­стые лейкоциты и незернистые лейкоциты. Зернистые лейкоциты имеют сегментированное ядро и содержат в своей цитоплазме мелкозернистую субстанцию. Среди зернистых лейкоцитов выделяют эозинофильные, базофильные и нейтрофильные лейкоциты. К незернистым лейкоцитам, имеющим несегментированное ядро и не со­держащим в цитоплазме зернистости, относят моноциты. В группу лейкоцитов также входят находящиеся в крови клетки иммунной системы — лимфоциты, количество ко­торых у здоровых людей составляет 25-30% от числа всех лейкоцитов. Моноциты образуются в костном мозге. Число их в крови равно 6-8% от числа всех лейкоцитов.

И. И. Мечников обнаружил, что лейкоциты участвуют в защитных реакциях крови. Лейкоциты образуют особые белки — антитела, участвующие в обезвреживании чуже­родных веществ. Он доказал, что лейкоциты могут обвола­кивать и поглощать бактерии. Внутри лейкоцитов бактерии перевариваются и обезвреживаются. Этот процесс был на­зван И.И. Мечниковым фагоцитозом, а белые кровяные клетки, осуществляющие эту функцию, — фагоцитами.

Фагоцитарная теория иммунитета была открыта Меч­никовым в 1863 г. Материал с сайта //iEssay.ru

Клетки, вырабатывающие антитела и выполняющие функцию иммунного надзора в организме — распознавание и уничтожение микроорганизмов, чужеродных веществ, ге­нетически измененных собственных клеток, выполняют Т- и В-лимфоциты. В-лимфоциты образуются в красном кост­ном мозге. На их поверхности имеется большое количество ворсинок, несущих рецепторы, которые распознают чуже­родные вещества — антигены. В-лимфоциты образуют анти­тела, которые разносятся по организму с током крови. Они способны нейтрализовать антигены (чужеродные тела). Т- клетки образуются в вилочковой железе, они сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вируса­ми. Вступив с ними в контакт, Т-лимфоциты выделяют осо­бые вещества, вызывающие гибель бактерий или вирусов (в том числе опухолевые клетки).

Строение глаза Биология Строение и функции мышечной ткани