Памятник Шевченко в Харькове (сочинение-описание)
Я много раз и много лет проходила и проезжала мимо памятника Шевченко, но, к стыду своему, ничего о нем не знала. Я воспринимала этот памятник как неотъемлемую часть сада имени Шевченко, Сумской улицы и всего города, но даже не представляла, что он дорог не только нашему городу.
И вот однажды мне удалось услышать экскурсовода, который рассказывал о памятнике приехавшим в Харьков канадским украинцам. Оказывается, это самый лучший не только из отечественных, но и из зарубежных памятников Шевченко, а их насчитывается до 85!
Скульптор М. Г. Манизер был разносторонне одаренным человеком, окончил не только Академию художеств, но еще и физико-математический факультет Петербургского университета, а кроме того — Консерваторию по классу виолончели. Манизер создал три памятника Шевченко: в Харькове, Киеве и Каневе. Первый был наш харьковский, так как Харьков был тогда столицей Украины. Это первый многофигурный памятник в бывшем Советском Союзе, а кроме того, — своеобразный застывший спектакль с участием лучших украинских актеров, позировавших скульптору и как бы сыгравших роли поэта и героев его произведений. В роли Катерины с младенцем выступила прославленная актриса Н. М. Ужвий.
М. Г. Манизер очень глубоко чувствовал мятежный дух поэзии Кобзаря, героев его «Гайдамаків». Образы мятежников начинаются фигурой лежащего крепостного. Замученный, обессиленный, он весь — сопротивление, воля к жизни. В создании этой фигуры принимал участие народный артист СССР А. М. Бучма.
Для образа запорожца с косой в руке, мужественного, храброго и гордого, скульптору позировал талантливый мастер сцены А. М. Сердюк. Возможно, это шевченковский Ярема, а вернее, — его прототип, руководитель крестьянского восстания Семен Неживый. Этот же актер позировал и для скульптуры крепостного со связанными руками. «Рвущий путы» — так назвал его Манизер.
На создание образа сидящего запорожца скульптора натолкнули события 1775 года, когда по указу Екатерины II была ликвидирована Запорожская Сечь, а большая часть казаков превратилась в крепостных. Неистребимой силой веет от облика этого полуобнаженного богатыря со связанными руками и ногами, будто читающего шевченковские строки, близкие «исполнителю» этой роли — актеру И. А. Марьяненко:
Розкуються незабаром
Заковані люди...
Позади него — «сыгранная» Н. М. Ужвий крестьянка в национальной одежде с косой и граблями в руках — образ, подсказанный повестью Шевченко «Наймичка».
Для крепостного с жерновами скульптору позировал А. М. Бучма. Центральная фигура тыльной стороны монумента — солдат, стоящий как раз у подножия фигуры поэта и как бы напоминающий об ужасах николаевской солдатчины, которую испытал Кобзарь, десять лет своей недолгой жизни носивший такую же шинель.
Мы движемся вокруг памятника, как по страницам истории украинского народа. Матрос с бескозыркой в руке, немолодой рабочий со сломанным древком знамени, донецкий шахтер, рабочий со знаменем в руках. Материал с сайта //iEssay.ru
Завершает композицию фигура молодой комсомолки с книгой в руках. Ее «прообраз» — наша землячка Н. И. Гордиенко, работавшая тогда пионервожатой.
Над героями своих произведений и героями памятника возвышается многометровая (в три натуры) фигура Тараса Шевченко, поднятая на трехгранный пилон. Он стоит в задумчивости, чуть склонив непокрытую голову, придерживая полу солдатской шинели. Кажется — только прислушаешься, и в наступившей тишине зазвучит его голос.
Торжественное открытие памятника состоялось в воскресенье, 24 марта 1935 года, под звуки артиллерийского залпа и щемящего «Заповіта» в исполнении сводного хора.