Тема: Литературные термины и определения

Романтизм

Романтизм (от франц. romantisme, восходящего к исп. romance; в XVIII в. «романтическим» называли всё необычайное, вымышленное, фантасти­ческое, встречающееся в книгах, а не в жизни)

1) Художественно-литера­турное направление, интенсивно развивавшееся в период конца XVIII — середины XIX в. и выдвинувшее на передний план конфликт личности, одержимой тоской по идеалу, с миром, в котором этот идеал невоплотим. Данный конфликт разрабатывался в двух основных вариантах:

  • ситуации побега героя от косной действительности в царство мечты, фантазии и красоты (природы, поэзии, одухотворенной любви и т.п.);
  • ситуации непримиримой борьбы героя с действительностью, часто заканчивавшейся для него поражением и гибелью.

В обоих вариантах на фоне обнаженных противоречий между романти­ческим идеалом и «прозаической» действительностью утверждалась ценность романтической личности. В качестве образцов такой личности фигурировали, как правило, незаурядные натуры, нацеленные недюжин­ной энергией и способностью переживать «неистовые» страсти, одержи­мые мучительной тоской по идеалу и стремлением к внутренней свободе, ощущающие тягу ко всему необычному — героическому, таинственному, фантастическому, экзотическому Особую разновидность романтического героя представляла собой творческая личность, находившая разнообраз­ные воплощения в образах художников, поэтов, музыкантов, артистов. Темы, сюжеты, персонажи романтических произведений требовали особого арсенала художественных средств, в котором ведущая роль при­надлежала антитезе, символу, иронии, гротеску, гиперболе. Термин «романтизм» является также названием эпохи в культуре, хроно­логические границы которой приблизительно датируются концом XVIII — серединой XIX в.

2) Наряду с реализмом одно из художественных направлений в искусстве. Романтик стремится уйти от реальной, не удовлетворяющей его действительности в иное время (прошлое, будущее, фантастика), создавая свой особый поэтический мир, в котором воплощаются его мечты, его идеалы. Так возникает романтическое «двоеми-рие». Романтический герой наделен сильными страстями, он не принимает законов окружающего общества, часто нарушает их. В свою очередь, среда не принимает романтического героя, отвергает его самого и его способ жизни. В результате герой чаще всего терпит поражение. Великой заслугой романтизма было раскрытие сложности и противоречивости духовного мира человека; отсюда напряженный интерес к раскрытию тайных движений души, попытки понять психику человека. Типичный романтический конфликт — неразрешимое противоречие между идеалом и действительностью. Распространено деление романтизма на революционный (активный) и реакционный, консервативный (пассивный). Справедливее, однако, говорить о романтизме гражданском и психологическом, хотя и такое деление очень условно, ибо в ряде случаев гражданские и психологические мотивы объединяются. Романтические тенденции проявляются и в творчестве тех писателей, которых мы по традиции называем реалистами, — таких, как И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и др.

3) Романтизм как литературное направление появляется в За­падной Европе в конце XVIII века, а в России наиболее полно он проявился вскоре после войны 1812 года.

Пафос романтизма в утверждении абсолютной свободы чело­веческой личности, которая стоит в центре враждебного мира.

Романтизм как направление в литературе связывают с таки­ми зарубежными писателями и поэтами, как Байрон, Гейне, Шиллер, Гёте, Гюго. В России это прежде всего В. А. Жуков­ский и К. Н. Батюшков, а также декабристы К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский и В. К. Кюхельбекер. Дань романтизму отдали и молодые А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов.

Романтическими произведениями являются такие произве­дения, как «Смерть Ермака» К. Ф. Рылеева, «Мцыри» М. Ю. Лер­монтова, «Светлана» В. А. Жуковского, «Бахчисарайский фонтан» А. С. Пушкина.

4) Романтизм — явление неоднозначное. Развивается в литера­турах Европы и России с конца XVIII — в первой трети XIX в. В каждой стране романтизм имел свои особенности. Высокими ориентирами романтизма являлись в Англии — Дж.Г. Байрон, во Франции — В. Гюго, в Германии — Э.Т.А. Гофман и Г. Гейне, в Польше и Беларуси — А. Мицкевич.

В романтизме доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к действительности, которая выражается не столько в воссоздании, сколько в пересоздании ее. Писателей романтизма объединяли некоторые общие черты: Материал с сайта //iEssay.ru

  1. Неудовлетворенность действительностью, разлад с ней, разочарованность вели к созданию картины мира, соответствую­щей идеалам писателя. Все писатели-романтики отходят от дей­ствительности. Одни — в мир туманных мечтаний, мистического прошлого, потусторонний мир (так называемый пассивный ро­мантизм, или, точнее, — религиозно-мистический). Другие меч­тали о будущем, звали к борьбе за переустройство общества, за личную свободу (активный или гражданский романтизм).
  2. Герои романтической поэзии — личности необычные, ис­ключительные. Это либо разочарованные в жизни бунтари-оди­ночки, уходящие из общества, либо совершающие героические поступки сильные и смелые натуры, ради счастья других гото­вые на самопожертвование.
  3. Исключительные характеры действуют в исключительных обстоятельствах, в которых они и проявляют все свои необык­новенные качества, причем герои действуют вне социально- бытовых условий. Действие может происходить в экзотических странах, в потустороннем мире.
  4. В романтических произведениях преобладает лирическое начало. Тон их — эмоциональный, приподнятый, пафосный.

В России религиозно-моралистический романтизм представ­лен творчеством В. А. Жуковского, гражданский — К. Ф. Рылее­ва, В. К. Кюхельбекера. Отдали дань романтизму А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, ранний М. Горький.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Роман Литературные термины и определения Романтическая поэма