Тема: Литературные термины и определения

Краткий словарь литературоведческих терминов

Акмеизм — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, остриё — литературное течение в русской поэзии начала ХХ века, для которого характерно обращение к реальности, возврат к земным ценностям, стремление к особо точному образу.

Аллюзия (лат. allusio — шутка, намек) — стилистический прием, который заключается в использовании намека на известный исторический, политический или литературный факт.

Антитеза — средство художественного изображения, основанное на противопоставлении, контрасте между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.д.

Архетип — универсальный образ, мотив или сюжет, который пронизывает всю культуру народа с древнейших времён до современности.

Баллада — небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай.

Верлибр — стихотворение без определённого размера и рифмы.

Вертеп — народный украинский передвижной кукольный театр (XVII — XIX ст.), в котором преимущественно ставились произведения на библейские темы и сатирические интермедии (небольшие комические пьесы или сцены, которые разыгрывались между актами основной пьесы).

Вечные образы — мифологические и литературные персонажи, имею­щие всечеловеческое значение и нашедшие многочисленные воплощения в литературе разных стран и эпох. К числу таких образов, например, при­надлежат Геракл, Прометей, Орфей и Эвридика, Каин и Авель, Ромео и Джульетта, Дон Кихот, Фауст и др.

«Диалектика души» — глубокий художественный анализ душевной жизни героя во всей ее сложности, противоречивости, изменчивости и динамике.

Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) разговор нескольких персо­нажей, во время которого раскрываются их чувства, мысли и намерения.

Жанр — это исторически сложившийся вид литературного произведения с характерными ему художественными особенностями.

Жития — жизнеописания людей, причисленных церковью к лику святых. Такие люди удостаивались церковного почитания и поминовения, составление жития являлось непременным услови­ем канонизации, то есть признанием святости. Например, «Житие Сергия Радонежского», «Житие святого и благоверного князя Александра Невского».

Звукопись — в поэзии употребление одинаковых или похожих звуков, которые по своему звучанию напоминают изображаемое явление и тем самым помогают создать нужный образ.

Изобразительно-выразительные средства языка — средства художественного изображения в литературном произведении (эпитеты, сравнения, метафоры,олицетворения и другие).

Историко-литературный процесс — процесс возникновения и существования литературно-художественного творчества со времен его основания и до настоящего времени.

Исторические песни — народные музыкально-поэтические произведения, посвященные историческим событиям.

Каллиграмма — визуальная, фигурная поэзия.

Красноречие — область творчества, характерная для древнейшего периода развития на­шей литературы. Памятники красноречия делятся на два вида: учительное красноречие и торжественное.

Лирический герой — 1) образ, чьи мысли, настроения, переживания и чувства нашли своё отображение в лирическом произведении; 2) образ поэта в лирике, в котором автобиографические черты сочетаются с элементами художественного вымысла.

Лирическое отступление — отступление от сюжетной канвы произведения, в котором высказывается прямая авторская оценка событий или героев, его мыслей и чувств по поводу изображаемого.

Мировая литература — совокупность литературных произведений разных народов, находящихся в определенном взаимодействии: в процессе взаимовлияния, взаимообогащения, полемики, уточнения.

Миф — сказание, которое возникло в глубокой древности и отображает представления древних людей о мире, месте в нем человека, о происхождении всего живого на Земле, о богах и героях.

Монолог (от греч. monos — один, и logos слово) распространенное высказывание одного героя, которое не предполагает незамедлительного ответа.

Монтаж — создание единого целого из отдельных частей, подобранных по определенному плану.

Новаторство в литературе — нововведение, открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций.

Новелла — небольшое по объёму прозаическое произведение, в котором изображается какой-либо необычный случай из жизни одного или нескольких персонажей.

Оксюморон (оксиморон, от греч. oxymoron — букв. — «остроумно-глупое») — сжатая и потому парадоксально звучащая антитеза, обычно построенная в виде словосочетания, внутри которого одно слово «опровергает» другое (например, «живой труп»).

«Открытый финал» — финал, который не разрешает основного конфликта произведения и тем самым создает поле разных вариантов возможного завершения сюжета.

Параллелизм (от греч. parallelos — находящийся или идущий рядом) — сходное расположение разных элементов речи в смежных частях текста с целью создания единого поэтического образа.

Пейзаж — описание картин природы в художественном произведении.

Персонаж — общее название любого действующего лица произведения, литературный герой.

Портрет — описание внешности персонажа в художественном произведении.

Постмодернизм — совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960–1970-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда.

Поучение — жанр учительного красноречия. Поучения обыч­но невелики по объёму, часто лишены риторических украшений, написаны на общедоступном для людей того времени языке. По­учения имеют чисто практические цели, содержат необходимую человеку информацию. Пример — «Поучение Владимира Моно­маха».

Поэма-эпопея — лиро-эпический жанр, основанный на воссоздании исторически важных событий и явлений в жизни народа и сочетающий элементы эпоса и лирики (авторское начало выражается обычно в форме прямых высказываний или комментариев).

Проза — это художественная, логически, а не ритмически организованная речь, поэзия — ритмически организованная речь.

Пьеса-дискуссия — разновидность социально-философской драмы, характеризующаяся постановкой, обсуждением и разрешением вопросов философского или общественного звучания. В пьесе-дискуссии каждый из основных персонажей выступает носителем определенной точки зрения.

Рапсоды — в Древней Греции странствующие исполнители эпических поэм.

Рассказ — небольшое по объему прозаическое произведение, в котором изображается какой-либо эпизод из жизни персонажа (иногда нескольких персонажей).

Ремарка — сжатый авторский комментарий в пьесе, который указывает на жесты и интонации героев, декорации и другие обстоятельства изображаемых на сцене событий.

Реминисценция (лат. reminiscentia — воспоминание) — отголосок другого литературного произведения в тексте.

Ритм — одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке.

Рифма — звуковые совпадения, созвучия в конце строк.

«Ролевая лирика» — стихотворения, написанные от имени вымышленных героев, в социально-психологическом плане явно не совпадающих с лирическим «я» автора.

Рубаи — жанр восточной поэзии, который представляет собой закон­ченное по смыслу и художественной форме четверостишие.

Сарказм — один из видов сатирического изобличения, едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом.

Сатира (лат. satira — всякая всячина, смесь) — гневное разоблачение изображаемых явлений, которое предполагает использование намеренно заостренных оценок, вызывающих убийственный смех.

Слово — жанр торжественного красноречия. Оно требовало постановки проблем широкого общественного, философского и богословского охвата. Основные поводы создания «Слов» — бо­гословские вопросы, вопросы войны и мира, обороны границ Русской земли, внутренняя и внешняя политика, борьба за куль­турную и политическую независимость. Пример — «Слово о по­гибели земли Русской».

Социально-психологический роман — разновидность романа, в центре которого — проблема личности и общества, исследование внутреннего мира человека на фоне социальной среды, в которой он живёт.

Спенсерова строфа — строфа из девяти строк, зарифмованных по схеме ababbcbcc. Была введена в английскую поэзию Э. Спенсером в «шекспи­ровскую эпоху».

Стиль писателя — устойчивое единство особенностей его творчества (идей, тем, характеров, сюжетов, языка), выражающее определённое содержание и обладающее оригинальностью.

Стихотворный размер — порядок чередования слогов в поэтической строке.

Строфа — группа строк (стихов) с определенным повторяющимся расположением рифм.

Суггестия (лат. suggestio от suggero — «навеваю», «внушаю») — навевание определенного эмоционального состояния.

Твердые стихотворные формы — формы, в которых традицией более или менее твердо определены объем и строфическое строение стихотворения, а нередко — и его содержание. К «твердым формам» относятся, в частности, рубай, танка, рондо, секстина, сонет и другие жанры.

Театр абсурда (или драма абсурда) — театр парадокса, «трагедии речи», театр-эксперимент, требующий импровизации не только от актера, но и от зрителя.

Терцина — строфа из 3-х строк, в которой рифмуются 1-я и 3-я строки первой строфы, 2-я и 1-я, 3-я строки следующей строфы и так до конца поэтического произведения, где, чтобы придать ему законченность, прибавляется еще одна дополнительная строка.

Тоническое стихосложение — это система стихосложения, при которой ритмичность создаётся упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Материал с сайта //iEssay.ru

Традиции в литературе — преемственность в истории литературного процесса, передача культурно-художественного опыта прошлого, его творческое преломление в истории литературы.

Урбанистика (лат. urbanus — городской) — общее название произведений, в которых изображается большой город и воссоздается динамика его жизни.

Характер литературного героя (от греч. charakter — отпечаток, признак, отличительная черта) — образ человека в литературном произведении, в котором запечатлены не только индивидуальные душевные свойства, осо­бенности поведения, речи, способа мышления, но и авторское отношение к нему.

Хождения — так назывались произведения, в которых опи­сывались путешествия и паломничества в страны Востока. На­пример, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Хожде­ние Даниила игумена» в святую землю — Палестину.

Хорей — двухсложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог и другие последующие нечётные слоги.

Художественная деталь — средство художественного изображения, которое помогает через определённую выразительную подробность представить созданную автором картину, предмет или характер.

Художественный образ — форма отражения действительности в искусстве: предмет, явление или картина, творчески воссозданные в художественном произведении.

Эзопов язык (по имени древнегреч. баснописца Эзопа) — особый вид иносказательности, предполагающий наличие некоего «тайного смысла» и часто используемый с целью обойти препоны цензуры.

Эклога — стихотворное повествование или диалог, изобра­жающий бытовые сельские сценки.

Элегия — стихотворение грустного содержания.

Эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение, зло вы­смеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Эпос — род литературы, в основе которого лежит повествование о событиях.

Юмор — добродушный смех над несовершенством мира, человека, отдель­ных явлений жизни.

Ямб — двухсложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог и другие последующие чётные слоги.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
  • литературоведческая статья метафора
  • природоведческая литература определение
  • что такое пьесса-дискусия
  • определение литературоведческого термина тема
  • краткий словарь литературоведческих терминов 20 века
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Конфликт Литературные термины и определения Лирика