Тема: Лингвистические термины и определения

Словосочетания (синтаксически свободные и несвободные, простые и сложные)

Можно выделить несколько типов словосочетаний с подчинитель­ной связью, проведя их классификацию по разным основаниям:

  • по степени спаянности их компонентов (синтаксически свобод­ные и несвободные словосочетания);
  • по структуре словосочетаний (простые и сложные);
  • по морфологическим признакам, или частеречной принадлеж­ности, главного слова (именные, глагольные, наречные);
  • по синтаксическим отношениям между компонентами словосо­четаний (атрибутивные, объективные, релятивные).

Синтаксически свободные словосочетания — такие, которые включают в себя слова, сохраняющие свою самостоятельность и явля­ющиеся отдельными членами предложения. В таких словосочетаниях их компоненты полностью сохраняют свои лексические значения (на­пример, смотреть фильм, жить в России, увлекательная поездка), они могут заменяться на другие слова (смотреть фильм / «Войну и мир» / расписание; смотреть / обсуждать / снимать / озвучивать фильм).

Синтаксически несвободные словосочетания бывают двух типов:

  • такие, которые образуют структурно неразложимое единство в силу того, что они в данном контексте являются синтаксически не членимыми на отдельные компоненты и выступают в предложении в качестве одного его члена (три товарища, каждый из нас, кто-то чужой, брат с сестрой);
  • такие, которые содержат слова, информативно недостаточные, чья лексическая самостоятельность ослаблена, и поэтому эти слово­сочетания приближены по своему употреблению в речи к отдельным словам (пуститься в рассуждения, детский сад, задеть самолюбие).

Следует отличать несвободные словосочетания, где представлены живые синтаксические связи между их компонентами (см. примеры выше), от тех случаев, где эти связи на данном этапе не прослежи­ваются (типа шутка сказать, себе на уме), или где стерты или даже полностью утрачены лексические значения хотя бы одного из компо­нентов (типа водить за нос, у черта на куличках, попасть впросак). Сочетания слов, приведенные в последних двух случаях, не являются предметом синтаксиса — это примеры фразеологических сочетаний, которые рассматриваются в лексикологии.

Простые словосочетания — те, которые обычно состоят из двух знаменательных слов, одно из которых — главное, а второе, его рас­пространяющее, — зависимое, например: большой город, идти вперед, играть на скрипке. Иногда словосочетания, являющиеся простыми по значению, состоят более чем из двух знаменательных слов. Это бывает за счет того, что главное слово распространяется

  • при помощи цельного синтаксического словосочетания или фра­зеологического оборота, которые эквивалентны одному знаменатель­ному слову (девушка двадцати лет = двадцатилетняя девушка, кошка с коротким хвостом = короткохвостая кошка, жить душа в душу = жить дружно, жить мирно);
  • посредством аналитической, т.е. состоящей из двух или более слов, грамматической формы (самый смешной фильм, буду занимать­ся спортом).

Сложные словосочетания — многочленные (состоящие более чем из двух знаменательных слов) словосочетания, в которых главное слово распространяется словосочетанием (проверка домашней работы) или, наоборот, словосочетание распространяется зависимым словом (мой старший брат, новый жилец сверху).

В большинстве случаев они образуются на основе двух и более син­таксических связей, исходящих от главного, стержневого слова: близ­кий друг Пушкина, новая квартира со всеми удобствами, контрольная работа по математике, отдыхать летом на море. При этом нередко такого рода словосочетания образуются на основе разных способов связи, которые диктуются одним и тем же главным словом: например, в словосочетании новый жилец сверху стержневое существительное жилец с определением новый связано согласованием, а с определением сверху — примыканием.

В некоторых случаях формы и синтаксические связи зависимых слов определяются не главным словом данного сложного словосо­четания: например, в словосочетании успех юного музыканта от главного существительного успех зависит другое существительное — музыкант, которое и диктует свои грамматические характеристики прилагательному юный.

Именные словосочетания — такие, где главное слово является представителем именной части речи. Соответственно их можно под­разделить на следующие группы:

  • с существительным в роли главного слова, где зависимыми слова­ми могут быть другие существительные в косвенных падежах как с пред­логом, так и без предлога (хвост лисы, платье из ситца, дама с собачкой), прилагательные (синее небо), причастия (сверкающие украшения), местои­мения (наш учитель), числительные (седьмое небо), наречия (глаза на­выкате), инфинитивы (желание учиться), деепричастия (поездка стоя); Материал с сайта //iEssay.ru
  • с прилагательным в роли главного слова, где в качестве зависи­мых слов выступают существительные в косвенных падежах с предлогом и без предлога (довольный ответом, красный от волнения, способный к эволюции), наречия (слишком быстрый), инфинитивы (готовый помочь);
  • с числительным в роли главного слова (три сестры, двое из ларца, трое в лодке);
  • с местоимением в роли главного слова (кто-то из своих, что- нибудь смешное, нечто неожиданное).

Глагольные словосочетания — такие, где главное слово-глагол соединяется с зависимыми существительными в косвенных падежах с предлогом и без предлога (писать письмо, резать ножом, звонить родителям, отвечать на вопросы, стоять у истоков), с наречиями (быстро говорить, относиться дружески), с деепричастиями (падать звеня, смотреть улыбаясь), с инфинитивами (выйти освежиться, ре­комендовать не ехать).

Наречные словосочетания — словосочетания с главным словом-наречием и зависимым от него наречием (совсем близко, почти даром) или существительным с предлогом (недалеко от дома, наедине с ми­ром, задолго до катастрофы).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Словосочетания Лингвистические термины и определения Словоформа